Избирательная гонка принимает чуть более ясные очертания, появляются лидеры среди кандидатов. Многие избиратели начали сравнивать шансы кандидатов Слуцкого и Даванкова, а также их упор на молодых избирателей. Политтехнолог Олег Мальцев дал оценку ведению кампаний обоих кандидатов, и сравнил их шансы специально для редакции РИА ТВОИ Новости.
Конкурентная борьба по мере своего приближения к мартовской конечной точке набирает обороты, кульминируя в моменты прямого столкновения кандидатов. Поскольку президентская кампания 2024 года по праву считается самой предсказуемой кампанией новейшей России, мы вынуждены выискивать наиболее интересные формы нишевой политической конкуренции. К таковой я бы отнес наиболее конкурентоспособную пару из всех имеющихся: Слуцкого и Даванкова.
Обзор стратегий
Даванков, представляющий «Новых людей», считается наиболее опасным соперником Слуцкого, возглавляющего ЛДПР. Связано это с тем, что обновленная ЛДПР, взявшая курс на омоложение, явно претендует на часть базового электората «Новых людей», ориентированных на молодежную группу избирателей. Вместо того, чтобы усилить конкуренцию в данном сегменте электората, «Новые люди» пошли по пути расширения присутствия в других сегментах. Поэтому в последнее время Даванков начал явно заигрывать с либеральной аудиторией, пытаясь завоевать ее лояльность.
Его ставка кажется достаточно разумной в условиях монополизации основной части электората провластными кандидатами, пытаясь построить уникальную линию политического позиционирования, отличного от генеральной линии.
Стратегии партий очень сильно отличаются друг от друга. Кампания Слуцкого, не стесняясь в выражениях, публично избрала политтехнологическую стратегию отождествления с основным кандидатом, чтобы нарастить электоральное поле вокруг себя. Именно нарастить, а не просто присовокупиться к успеху действующего президента, поскольку Слуцкий не отказывается от собственной повестки (например, с проблемами ЖКХ).
Даванков же – это уникальное торговое предложение на рынке потенциальных президентов. Он одновременно держит старый молодежный курс и расширяет электоральное поле, активно привлекая либеральную публику (в первую очередь, ту, которая настроена протестно) в надежде, что электорат не прошедших в финал либеральных политиков (Дунцова, Надеждин, Явлинский) примкнет к нему, и в сумме аккумулированные либералы смогут дать внушительный процент. В этом смысле стратегия очень рациональная, насыщенная и ориентированная на долгую перспективу воспитания собственного электората.
Эту стратегию он начал уже задолго до начала президентской кампании: с думских и мэрских выборов в Москве, заручившись базовым уровнем узнавания. К тому же, такая стратегия позволит ему перестраховаться, диверсифицируя свой электорат.
Кто эффективнее?
Для начала определим критерии, относительно которых будет оцениваться кампания как эффективная: охват аудитории, вовлеченность избирателей, отклик на мероприятия. Но прежде, чем оценить кампании по каждой из линий, сделаю одно важное отступление, которое необходимо иметь во внимание. Эффективность кампании не всегда линейно коррелирует с ресурсами, которые в неё вкладываются, а часто определяется стратегическим подходом, креативностью и способностью устанавливать непосредственную связь с избирателями.
Именно поэтому по общим ощущениям предвыборные расходы Даванкова сильно превышают расходы Слуцкого на данном этапе кампании, что абсолютно справедливо ввиду слабой узнаваемости Даванкова и его бренда в целом. Однако по всем пунктам Слуцкий опережает своего визави.
Хоть Даванков и полагается на цифровые каналы коммуникации, где может достичь более молодой и технологически осведомленной аудитории, но суммарный охват его социальных сетей меньше, чем у Слуцкого, примерно в 4,5 раза. Что говорит о том, что молодежное подразделение ЛДПР со своей задачей справляется очень хорошо. Чего и следовало ожидать от Федеральной партии, возраст которой уже 30 лет. И получается так, что в комбинации с традиционными каналами коммуникации (СМИ, телевидение, газета, радио и т.д.) Слуцкий стоит на несколько порядков выше своего конкурента.
Однако если сделанная «Новыми людьми» ставка окажется выигрышной, то медийное присутствие Даванкова может возрасти кратно и максимально приблизиться к Слуцкому.
При этом вовлеченность избирателей Слуцкого выше, чем у Даванкова. Это объясняется базовыми характеристиками имеющегося электората. Более возрастная аудитория, а следовательно, и уровень вовлеченности в общеполитическую дискуссию выше.
Региональные поездки
Наиболее масштабное и ставшее классическим мероприятие, которое проводится в каждой президентской кампанией, каждым кандидатом – «хождение в народ». Даванков уже запустил свою кампанию по объезду регионов России, в его план входит посещение порядка 50 городов, что меньше чем в планах у Слуцкого. Однако в силу меньшего непосредственного участия лидера ЛДПР наибольший эффект будет иметь кампания Даванкова, который лично собирает наказы граждан в регионах и формирует отдельную избирательную повестку для каждого сегмента аудитории.
Другими словами, количественный отклик больше у Слуцкого, в то время как эмоциональный отклик больше у Даванкова, который может конвертироваться (при должном медийном сопровождении, чего пока сильно не хватает), в количественный отклик.
«Суммируя, у Даванкова есть огромный потенциал составить реальную конкуренцию Слуцкому. Однако стратегия Даванкова – это стратегия про перспективу, растянутую на несколько избирательных кампаний вперед. Согласно хронологии: мэрские выборы в Москве, президентская кампания, выборы в Мосгордуму и думские выборы. Этот кандидат реально оценивает свои шансы на предстоящих президентских выборах и понимает, что одолеть Слуцкого, имеющего наибольший базовый электорат на старте и широкую коалиционную поддержку, вряд ли удастся, но достичь такого же медийного присутствия можно», - заключил политтехнолог.
Фото: ТГ-канал