В новых ограничениях регулятора на выдачу кредитов (особенно длинных) наиболее закредитованным заемщикам важен даже не сам их факт. Гораздо интереснее другое — ЦБ уже который год последовательно продолжает одну и ту же стратегию, отмечают аналитики "СЭ".
Еще в 2018 в рамках 4892-У Банк России ввел понятие ПДН (предельной долговой нагрузки). Причина его появления была понятна: регулятор хотел как-то контролировать выдачу высокорисковых кредитов ненадежным заемщикам. Причем просто запрещать выдавать ЦБ не мог и не хотел, но такие кредиты с каждым годом становились все более «дорогими» для самих банков. Поэтому они были вынуждены формировать под них все большие резервы. Часть клиентов, правда, в результате ушла в МФО, но это немного другая история.
А потом ЦБ начал "закручивать гайки" — вот буквально с 2019 года. Тогда коэффициент «стоимости» кредитования заемщиков с долговой нагрузкой больше 80 процентов увеличили чуть ли не в два раза. В какой-то момент стало понятно, что одним ПДН обойтись не получится: банки и МФО просто поднимали ставки и кредитование оставалось для них рентабельным, а заемщики продолжали брать кредиты даже со ставкой +10 процентов от рынка. Тогда регулятор изобрел МПЛ (макропруденциальные лимиты), то есть ограничил долю выдач закредитованным заемщикам в общем объеме.
Собственно, вчерашняя новость от ЦБ — она про такие лимиты. Теперь заемщикам с ПДН больше 80 процентов можно выдавать только 5 процентов ссуд, ну и с кредитами на срок свыше пяти лет картина аналогичная. Опять же, ЦБ видит проблему в удлинении срока кредита и борется с ней.
Фото: Известия
Ранее сообщалось об атаке Киева на станцию по обнаружению пусков ядерных ракет на Кубани.