На этой неделе Президент заявил о возможности установления правил, по которым крупные компании не смогут претендовать на льготы и субсидии, не разместившись на бирже. На том же мероприятии об этом говорил замглавы АП РФ Максим Орешкин.
Все выглядит логичным продолжением поручения Владимира Путина, озвученного в ходе Послания Федеральному Собранию. Тогда Президент говорил, что фондовому рынку необходимо усилить свою роль источника инвестиций. Его капитализация должна к 2030 году составить 66 процентов ВВП.
Даже при ключевой ставке в 16 процентов это заявление звучало как серьезный вызов всей экономической системе. Ведь это означало, что российские публичные компании должны были показывать доходность на уровне 17 процентов и выше. Уже тогда депозиты выглядели как более прогнозируемый и безопасный способ инвестиций. А при сегодняшней ставке у бизнеса нет никаких причин выходить на биржу. Точнее, не было до вчерашнего дня, отмечает «СЭ».
«Стимулом» станет возможность допуска к льготам и субсидиям. Проще говоря, не хотите торговаться — не будет льгот. Понятно, что мера призвана запустить инвестиционные процессы за счет средств населения и бизнеса, которые залегли на депозитах. Концепция также должна решить проблему навеса ликвидности. Однако все может быть иначе.
Частный инвестор, вероятно, будет спекулятивно «сбрасывать» акции сразу же после начала торгов, после того как поймет, что может снять прибыль. Такое поведение стало характерным для российских размещений 2024 года. Оно и понятно — индекс IPO, то есть общая прибыльность выхода на биржу всех компаний, в 2024 составил лишь 2,4 процента. Далее бумаги резко падают в цене. Решением может стать покупка акций госбанками, а также менеджментом размещаемых компаний. Таким образом, государство увеличит свою долю в корпоративном секторе через кредитные организации и создаст своеобразный механизм инвестиций в частный сектор. Но запустит ли это инвестиционную активность, о которой все так часто говорят, — вопрос.
Автор: Людмила Ропина
Фото: ria.ru
Ранее в Крыму назвали условия заключения мира.