В эксклюзивном интервью редакции РИА ТВОИ Новости психолог Виктория Никитина поделилась мнением о важности установления доверительного контакта с пациентом, о различиях лечения подростков и взрослых, а также о том, что любое направление психотерапии способно приносить результаты.
Сегодня непростое время. С какими проблемами к вам приходят чаще всего в последние полгода?
- На данный момент, если смотреть статистику обращений ко мне, то самые частые проблемы лежат в плоскости негативного восприятия, реакций, анализа себя в отношении окружающего мира, а также ощущения небезопасности окружающей среды. Это может быть выражено в проявлениях тревожности, депрессии, психосоматических нарушениях, панических атак, страхами различного происхождения, доходящими до фобий, неврозы, навязчивое поведение (ОКР), суицидальное поведение, ощущения бессмысленности жизни и страх за свою жизнь, сюда бы я ещё отнесла личностные расстройства и психотравмы. И конечно работа с утратой, горя. Чуть реже сейчас, но обращаются семьи, в которых есть пациенты, страдающие наркоманией, шизофренией, которые находятся в стадии ремиссии после лечения.
Очень часто люди приходят в психотерапию после рекомендаций врача-невролога или врача-психиатра.
Была ли в вашей практике работа с темой попытки суицида? Насколько сложно работать с человеком, который на грани?
- Тема суицида, чаще раскрывается при депрессивных и тревожных расстройствах. Важным в психотерапии является клинико-психологическая диагностика, в процессе которой возможно выявить угрозу попыток суицида, то это первое над чем мы работаем в терапии.
После установления доверительного контакта с данными пациентами я обязательно заключаю антисуицидальный контракт — это часть терапевтической договорённости, письменное соглашение двух сторон, о том, что пациент берет на себя обязательство сохранять свою жизнь и не причинять себе вреда. Если я понимаю, что признаки суицидального поведения ярко выражены, то мы составляем совместный «план безопасности», в котором подробно описываются альтернативные действия и шаги самопомощи, самодиагностики при суицидальных мыслях, номера телефонов кризисных центров служб спасения, составляем список людей к кому можно обратиться за поддержкой, обучаю методам саморегуляции и переключения. Работа длительная, так как суицидальное поведение является только симптомом каких-либо других нарушений, расстройств. Но первая задача — это нивелирование угрозы возможного суицида.
Какая проблема из всех в вашей практике у клиента/пациента самая тяжелая? С чем работать сложнее всего?
- Работать сложнее всего с темой смерти или угрозы смерти. В любом случае совместное проживание с клиентом/пациентом горя, это одна из сложных задач. Паллиативная психологическая помощь пациентам, то есть помощь больным, которые имеют неизлечимое, прогрессирующее заболевание, ведущее к сокращению продолжительности жизни, конечно должно быть организовано в специализированных центрах психологической помощи, в которых работают психологи, например со специализацией онкопсихология или с квалификацией по психотерапии кризисных состояний. С темой утраты я работаю, но паллиативную помощь я рекомендую получать исключительно у узких специалистов, которые прошли соответствующую переподготовку.
Виктория, вы работаете с подростками и взрослыми. С кем работать легче, а с кем сложнее? В чем разница подходов к ним?
- Психотерапия взрослых и подростков, конечно же отличается по степени сложности, но не всегда по возрастному признаку, а чаще по показателям уровня проблемы, в связи с которой обратился человек. Конечно, я учитываю возрастные критерии и особенности развития личности в процессе психотерапии. С подростками, как, впрочем, и со взрослыми, важна психодиагностика состояний, но с подростками важно не упускать их потребности в понимании и познании себя через других, и что многие состояния они могут не понимать и не идентифицировать, и часто считают себя ненормальными или неадекватными или наоборот воспринимают этот мир агрессивно настроенным на них. В этом случае помогает «психообразование», то есть предоставление информации о возможных существующих состояниях, о многогранности восприятия и реакций, о разности мышления и разности личностных особенностей окружающих людей. Порой «психообразование» помогает и взрослым осознать многие деструктивные убеждения и установки, которые влияют на их «отношение с этим миром».
Как терапия меняет человека?
- Я считаю, что любое направление психотерапии способно приносить результаты, если психолог способен грамотно собрать анамнез, провести психодиагностику и составить план работы, в котором он применяет тот подход, который будет ближе к пациенту, к его личности, психике. Также «терапия меняет» в зависимости от глубины работы с человеком, иногда может измениться определенные негативные паттерны поведения, а иногда и сама личность претерпевает изменения, путем изменения мышления, реакций, восприятия и как следствие самоощущений и эмоций.
Расскажите про Ваше образование, чем Вас привлекла клиническая психология?
- Сейчас у меня 4 диплома, и два из них красных, с отличием. Что, наверное, говорит о том, что я душой вовлечена в свою профессию. Первое образование у меня медицинское. Меня всегда привлекала медицина, я даже успела получить опыт работы в отделениях нейрохирургии и нейрореанимации, что указывает на то, что я была с самого начала увлечена изучением мозга и влияния патологий на психику. Я поняла, что моё увлечение всем тем, что начинается с приставки «нейро» (относящийся к нервной системе) способно стать моим профессиональным призванием и я поступила в ВУЗ на психологический факультет. Далее, конечно, любовь к медицине направила на клиническую (медицинскую) специальность, и я получила уже образование в сфере клинической психологии, нейропсихологии. Сейчас моё образование не прерывается, я прохожу постоянное повышение квалификации и осваиваю новые методы и техники работы, из освоенных мной методов можно перечислить, такие как: Психотравматология, КПТ, EMDR-терапия, ЛОРП-терапия, семейное консультирование, работа с зависимостями и психическими расстройствами, клиническая психотерапия, клиническая диагностика, нейропсихологическая коррекция и тд.
Вы работает в центре?
- Я работаю официально, как индивидуальный предприниматель, что удобно для заключения договора на период психотерапии, когда это необходимо. Да, я консультирую в центре, но записаться ко мне можно только напрямую обратившись ко мне.
Сколько приемов дают результат чаще всего если одного недостаточно?
- Обычно после первичной консультации я могу уже примерно составить план работы. Первое, что необходимо, это провести психодиагностические мероприятия и собрать анамнез. После этого выявить «мишени терапии», то есть ключевые проблемы, над которыми будем работать в психотерапии. Примерное количество: от 2-3х месяцев до года с частотой посещения 1 раз в неделю.
Я знаю, Вы пишете статьи и публикуете их в общий доступ. Какая основная цель Вашего желания публиковаться?
- Я считаю, что в практике психолога обязательно должны присутствовать творчество, наука и духовность. Вот как раз получение образования, изучение научной литературы, публикация статей формирует экспертность психолога, в которой возможно выразить все эти три важных аспекта. Творчество помогает выбрать стиль и жанр повествования, наука — это то, что заложено в статьях, и несёт несомненную пользу в «психообразовании» читателей и духовность, это скорее уже про мой личный смысл и рост. Так же мои клиенты/пациенты всегда имеют в доступе темы, которые мы часто поднимаем в психотерапии. И что важно, я стараюсь подойти системно и структурированно к изложению темы, чтобы всегда можно было воспользоваться этим материалом и в будущем, а не искать среди текста логику и смысл основной идеи статьи.
Как мы знаем, в психологическую нишу в последнее время стали заходить люди, не имеющие профильного образования, но проводящие психологическое консультирование и коучинг. Вы считаете правомерным проведение такой помощи?
- К сожалению, психотерапевтическая и психологическая деятельность на государственном уровне строго не регламентирована, хотя уже сейчас происходит сдвиг в позитивную сторону. И уже появляются законодательные проекты в котором пытаются установить профессиональный стандарт работы психолога. К вопросу о коучах без профильного базового образования, хотелось бы чтобы специалисты данной отрасли все-таки старались быть честными по отношению к своим клиентам, и не обещать волшебного исцеления. Я знаю коучей, которые работают в консультативной поддерживающей терапии, и они прекрасные специалисты, которые честно обозначают глубину работы и возможные результаты от проделанной работы. Считаю, что работа психолога без профильного образования, это тоже самое, если бы Вас лечил врач без медицинского диплома.
Фото: Личный архив