Жизнеописание сенатора Валерия Васильева, представляющего Ивановскую область, несмотря на достаточно неприметную политическую жизнь, заслуживает пристального внимания. Начиналась трудовая биография 50-летнего сенатора на парашютном заводе «Полет». Будучи персональным водителем директора, именно на этом предприятии он начал встречаться с Юлией Портновой, ставшей впоследствии его спутницей жизни.
Работа Юлии также была связана с главой предприятия: начав с секретарской должности, она, очевидно, будучи в неплохих отношениях с директором, «доросла» до юрисконсульта. А затем случилось нечто неочевидное: директор передел весь свой пакет акций Васильеву, что позволило молодой чете неожиданно для всех стать владельцами завода. Видимо, такое решение далось директору непросто, и спустя некоторое время он умер.
Кресло главы предприятия Васильев занял в 1997 году. Спустя пять лет коллектив завода возглавила его супруга. Васильев начинает свою карьеру госслужащего с должности главы УДХ «Ивавтодор» (Ивановское областное управление дорожного хозяйства). Депутатом облдумы он становится в 2005 году, а с 2011 года представляет область в СФ, работая в нескольких комиссиях и комитете.
Завод «Полет» между тем остается монополистом в сфере производства парашютов и парашютного снаряжения, заняв 95 процентную долю рынка. Большая часть заказов поступает от оборонного ведомства. На сегодня владельцем контрольного пакета акций предприятия (75 процентов) является компания с названием «Правовая сторона». Её директор – лицо, фамилия которого совпадает с фамилией главы парашютного завода. 100 процентов акций этой фирмы принадлежит компании «Территория делового мира», директором которой числится Юлия Портнова. Её нынешняя должность – глава Общественной палаты Ивановской области.
Владелец остальной четверти акций «Полета» – «НВО Спецмодель», собственность компании «Мастер-ленд», возглавляемой Андреем Васильевым. Таким образом, прослеживается несложная цепочка, согласно которой полными собственниками завода по изготовлению парашютов являются фирмы-прокладки, принадлежащие брату и супруге сенатора.
Очевидно, что работающий в последнее время на полную мощность российский военпром обеспечивает заводу очень даже неплохую прибыль. Можно также предположить, что подставные фирмы создавались для того, чтобы не светить факт принадлежности завода родственникам сенатора, обязанного декларировать все свои доходы.
И если проследить финансовую сторону деятельности вышеупомянутых компаний, окажется, что, хотя дочернее предприятие стабильно получает высокую прибыль, чего не скажешь о его «родителях». Так, в 2012- 2014 финансовом году чистый убыток ООО «Правовая Сторона» составил 33000 рублей.
Аналогичная ситуация наблюдается и в структуре доходов/расходов ООО «ТДМ», причем независимо от успешности деятельности его основного актива.
Не может похвастаться высокой прибылью и вторая цепочка компаний-владельцев «Полета».
Куда смотрит Счетная палата?
Очевидно, пришло время комиссии СФ, контролирующей доходы сенаторов, совместно со Счетной палатой выяснить, как такое может быть. Эти же вопросы можно задать и Олегу Плохому, возглавляющему Управление Президента РФ по борьбе с коррупцией.
Если проследить денежные потоки «Полета», окажется, что существенная доля прибыли идет на кредитование собственников и топ-менеджмента предприятия. В частности, Юлия Портнова получила в 2013 году кредит на сумму 31 000 000 рублей. Данные взяты из годового отчета предприятия, в котором говорится: «ОАО одобрило в отчетном году заключение договора поручительства с банком «Евроальянс» в отношении Юлии Владимировны Портновой по предоставлению кредита на сумму 27 900.000 при ставке 12 процентов годовых. Кредит должен быть погашен до 30.01.2015».
Другая сделка, заинтересованным лицом в которой опять же является Портнова, касается выделения займа компании ТПГК «Северо-Запад» (речь идет о сумме в 4 миллиона рублей с процентной ставкой 4.2 процентов годовых и сроком возврата кредита до 31.12.2015). Решение о выделении кредита принято на собрании СД предприятия и зафиксировано протоколом №14 от 6 февраля 2014 года.
Еще одна немалая сумма была потрачена на реконструкцию нежилого помещения площадью более 5000 квадратных метров, и опять среди заинтересованных лиц можно увидеть фамилию жены Васильева. Эти данные приводят «Аргументы Недели» .
Получается, что заработанная предприятием прибыль идет не на развитие «Полета», а тратится на кредиты, которые, скорее всего, идут на приобретение «заинтересованной стороной» дорогих автомобилей и недвижимости.
Лукавые декларации
Васильев представляет интересы области в СФ пять лет, на протяжении которых суммарная прибыль парашютного завода превысила 500 миллионов рублей. Совокупные доходы сенатора за указанный период, как следует из деклараций, составляют всего 20 миллионов рублей (120 миллионов – доходы Портновой). Даже если предположить, что брат Васильева, владеющий четвертью акций завода, является независимым игроком, прибыль сенатора за время нахождения его в Кремле – 350 миллионов рублей, задекларировано из которой 140.
Утверждать, что супружеская чета указала только половину своих доходов, нельзя – вычесть эти суммы не получится, ведь в задекларированные доходы включены все её виды, включая зарплаты и различные премии Портновой. Они вычитаются из прибыли предприятия.
Видимо, сенатору очень невыгодно владеть заводом, прибыль которого исчисляется сотней миллионов рублей в год. Может быть, неучтенные в декларации деньги идут на развитие предприятия? Отнюдь: на балансе юрлица на данный момент накоплено свыше миллиарда рублей.
Очевидно, что Васильев или сам является автором данной схемы, или воспользовался чьими-то наработками: накапливать деньги на счету завода, пока хозяин входит в Совет Федерации.
Можно догадаться, что после ухода из СФ все накопленные средства будут перераспределены между родственниками.