Путь к здоровью у каждого свой. Как и многие другие, Евстафий Хизский пришел в психотерапию, чтобы в первую очередь разобраться со своими проблемами, или, как принято говорить среди специалистов, травмами. Сильное, до судорог, заикание не позволяло ему быть обычным учеником в школе и институте, все экзамены Евстафий сдавал только письменно. Да, конечно, положительные результаты работы над собой были, но жизнь подбрасывала ему все новые испытания.
Евстафий Валентинович Хизский (Москва) — клинический психолог, специалист по психосоматическим проблемам, кинезиолог, телесно-ориентированный психотерапевт, реабилитолог, тренер прикладных и оздоровительных восточных систем, практик и сертифицированный русскоязычный преподаватель метода Онтологической Кинезиологии («Диалог Изнутри» (UK, USA). Опыт практической работы и преподавания — 34 года, в том числе метода «Диалог Изнутри» — 25 лет.
Переломным моментом была потеря радости жизни, произошедшая вследствие перенесенной болезни: опустошенность, серость, апатия, отсутствие элементарных средств к существованию. Вроде парадокс: умный, сильный— и такая потеря ориентира. Но, как он понимал, все испытания даются по силам и во благо — для осознанного человека это абсолютная аксиома.
В течение жизни я много чего успел понять и изучить — и традиционного, и альтернативного. Но все эти процедуры, работавшие ранее как часы, стали просто бесполезны, когда я тяжело заболел. В состоянии полной потери жизненных сил я и познакомился с Онтологической Кинезиологией, или, иначе, психосоматическим подходом «Диалог Изнутри». Помню самое начало своей учебы, первый семинар, на котором я присутствовал. Тогда во время практики я физически ощутил, как сердце «вернулось» в меня. Учитель сказал мне, что когда-то был сильный удар в спину, и сердце «вылетело из тела». Казалось бы, метафора... Но телесные переживания были абсолютно реальны. Жизнь «вернулась обратно»!
Евстафий Валентинович, расскажите пожалуйста, как Вы выбрали направление работы именно телесно-ориентированные методики, кинезиологию и клиническую психологию? Есть у этого выбора какая-то история?
- Да, конечно, история есть. Еще в юности меня интересовали вещи, связанные с познанием мира и человека. Изначально работа, которую я выбрал - тренерская работа в области во-сточных оздоровительных и прикладных систем - боевые искусства и оздоровительные ме-тодики на их базе. Я был тренированным, здоровым человеком, но внезапно тяжело заболел пневмонией, и все, что помогало до этой поры, перестало работать. Я был вынужден заново начать поиск, и… получил помощь от «необычного» кинезиолога. И именно по тому направлению, которое впоследствии (потом) стало «моим».
Результат работы меня, мягко говоря, удивил... На место пустоты и обессиленности пришла Жизнь во всей ее полноте, изменились ее «внутренние краски» – по-другому не скажешь, как ни старайся.… Самым поразительным было то, что изменения, произошедшие на каком-то глубоком, неосознаваемом уровне, и не оставившие места ни болезни, ни ее последствиям, были и явными, и сильными – однако внятно рассказать об этом тогда я так и не смог – просто не было терминов и понятий для этого. Я моментально загорелся интересом к этому чудесному «нечто» … и, как выяснилось, мне повезло – спустя какие-то три месяца я попал в число студентов самой первой в России учебной группы! В дальнейшем изучение вузовской программы клинической психологии дало мне классическое понимание связей между состоянием психики и возникновением болезней.
Поговорим немного о психологии. В наше время зачастую создается впечатление, что сегодня половина людей за 30 живет с неврозами и паническими атаками. Почему это происходит?
- Да, нынешняя жизнь вообще не способствует здоровью - как психологическому, так и физическому. Стрессы больших городов – бич нашего времени. Перегруженность информацией, по большей части совершенно лишней, «жизнь в сети», все ускоряющийся темп жизни – когда некогда хоть на минуту остановиться и заглянуть в себя, посмотреть на свои истинные задачи…
Опустошает современного человека в том числе и желание соответствовать так называемой «успешности», которая заставляет его следовать ложным, навязанным извне, «не своим» целям… все это не способствует здоровой, полноценной жизни. Вот и имеем то, что имеем.
В любом случае - точкой отсчета должен быть сам Человек, и ничто другое. Поэтому моя работа сейчас – помочь людям вернуться к самим себе, встать на свой собственный путь, осознать свои собственные цели - понять кто ты, и для чего ты здесь? Я, как практик «Диа-лога Изнутри», как раз этим и занимаюсь – помогаю тем, кто приходит ко мне, найти здоровье и внутреннее равновесие – за счет обращения к внутреннему миру, к своим ресурсам, центру Себя. И избавиться от того, что препятствует этому - от ошибок и травм прошлого.
Скажите, что такое, по-вашему, счастье?
- Счастье можно определить как проживание момента целостности, единства себя и мира. Нам все по плечу, мы полны любви и понимания жизни. И да, счастье очень даже можно почувствовать: как расширение, как эйфорию, как полет и свободу, как единство себя и мира... как понимание, как озарение, как любовь. Сначала моему уму «понравилась» философия «Диалога Изнутри», а потом стали заметны и кардинальные изменения - в чувствах и телесном самоощущении.
Какие проблемы Вы можете помочь решить, а какие проблемы находятся вне Вашей компетенции?
- По сути, проблем «вне компетенции внутреннего врача» не существует. Поясню. Проблема или болезнь как-то возникла, как-то «закрутилась», прошла некий путь от причины – к ее реализации – совершенно без нашего намерения, планов или желания. Точно так же существует возможность обратного пути – к истокам ее возникновения. Минуя рассудочный ум, сложнейший механизм глубинного подсознания человека раскручивает – с моей помощью – «узлы ошибок», завязанные жизнью.
Скажу к слову – это искажения относятся к не только нашей жизни, но и к жизни наших предков. Более того, наши ошибки зачастую являются следствием их ошибок. Многое «неполезное» и ненужное передается по наследству. Моя задача – в совместной с клиентом работе помочь этому разрешиться. Если сказать совсем по-простому – унаследованный «узел» развязался, и человек стал здоров и счастлив.
Но это теория, главное – уметь реализовать этот «принципиально простой» алгоритм.
Вы занимаетесь своей работой более 25 лет. Ее очень сложно описать… можете объяснить – как и чем вы помогаете людям?
- Отвечу просто: когда за помощью приходят люди, которым не помогла классическая ме-дицина, они не задают вопросов. Потом — да, рассказываю на пальцах и даже рисунок придумал для наглядности, где наш иммунитет (в широком смысле этого слова) представлен как «скорая помощь» внутри каждого из нас. Когда в организме все функционирует исправно, то любая травма или неблагоприятное событие излечивается самостоятельно, но, когда нарушена связь между телом и глубинным подсознанием, негатив прошлого накапливается, и в конечном итоге зарождается болезнь или проблема.
На основании многолетнего опыта могу сказать одно – непсихосоматики не существует! Любая человеческая проблема «записана программным образом» на физическом носителе – человеческом теле. И эти программы определяют практически всё.
Неизлеченные травмы, унаследованные модели, которые больше не полезны, системы убеждений и ложные личности, которые мы получаем из жизненного опыта, — все это примеры того, что может повлиять на то, как мы:
- стоим;
- двигаемся;
- ходим;
- перевариваем еду;
- выбираем партнеров;
- реализуем свои творческие способности и отношение к жизни;
- выбираем дело своей жизни;
- строим свою работу и бизнес;
- как наша нервная система реагирует на стресс;
- как наша иммунная система защищает нас от болезней.
Моя задача – помочь человеку восстановить связь телесной памяти о причинах проблемы с иммунитетом нашего целостного сознания, дав работу «внутренней скорой помощи».
Благодаря ручным мудрам я «слушаю» систему тела-сознания человека. Тело, представляющее из себя «экран внутренних процессов», дает проявиться нашей глубокой, но обычно неосознаваемой «внутренней мудрости», которая и делает возможным этот чудесный Диа-лог Изнутри.
Благодаря мудрам?
- Мудры – особые положения пальцев рук – я использую как вопросы, задаваемые глубинному подсознанию человека. Они получены эмпирическим путем в течении последних 60 лет, и они не имеют отношения ни к буддистским, ни к индуистским мудрам. Подобно «аз-буке» в сочетании с кинезиологическим тестированием — инструментом обратной связи, мудры, минуя рассудочный ум, рассказывают о состоянии и динамической активности органов и систем, а также истории – что, когда и почему привело человека к его проблеме или болезни.
Затем мудры начинают действовать подобно «лекарству», помогающему исправить и переписать ошибки, записанные в телесном сознании человека, и которые являются корнем или основой его проблем. На этом этапе я выступаю в роли переводчика – с внешнего, телесного языка мудр на язык «внутреннего врача». Мы не «лечим пациента», а даём человеку, «иммунной системе» его целостного сознания, самостоятельно разобраться в хитросплетениях своих проблем, и, в конечном счете, исцелиться изнутри.
Что дальше? «Поставили диагноз», если применять медицинский язык, нашли причину, травмирующее событие. Каковы инструменты для изменения ситуации?
- «Диалог Изнутри» — не духовная практика или эзотерическое учение. И не медицина в классическом понимании – мы не ставим диагнозов, и не «лечим» болезнь. Как я уже сказал ранее, Онтологический подход опирается на «мудрость тела», его способность к самоисцелению. Важно восстановить связи между душой и телом, умом и подсознанием, информацией и ее реализацией.
«Работа» мудр при этом сочетается с модифицированной остеопатией, воздействием на биологически активные точки, резонансной гомеопатией, ароматерапией, которые — тоже посредством языка тела — выбрала наша «внутренняя мудрость».
Такой «богатый арсенал» позволяет оказывать действенную помощь практически в любом случае, и решать вопросы как в области здоровья, так и в сфере психологии, взаимоотношений, самореализации, а также бизнес-задачи, в т.ч. на корпоративном уровне.
Онтологическая Кинезиология – это больше, чем просто альтернативная концепция диагностики и помощи. Она решает вопрос о связи с самим собой, о присутствии «здесь и сеи?час», о возможности чувствовать себя, способности быть внимательным к себе и своему состоя-нию. Можно сказать, что этот метод помогает стать целостным нашему сознанию — шаг за шагом, мудра за мудрой... Важно понять, что «Диалог Изнутри» не призван заменить собою современную медицину. Достаточно часто Онтологическая Кинезиология используется как дополнение к классической медицинской помощи. Такой комплексный подход имеет единую цель — решение проблем человека — и помогает сдвинуть состояние от патологии к внутреннему балансу и здоровью.
Сколько часов в день вы работаете? Серьёзная физическая нагрузка, наверное? Случались выгорания?
- Хороший вопрос, он касается одного из принципиальных аспектов Онтологической Кинезиологии. Моя работа каждый раз решает очень интересную задачу – связать «внутреннего врача» (иммунитет в очень широком смысле этого слова), с информацией о том, что является «корнем», причиной, сутью проблемы.
Это работа медиатора, посредника между «записями» о том, что, где, когда, как и почему произошло, – и самоисцеляющей частью; она происходит особенным, специфическим образом. Такого рода «посредничество» не предполагает того, что можно назвать «активным де-ланием», или «работой, требующей усилий».
Я, образно говоря, просто «освещаю» для внутренней исцеляющей части человека последовательность событий, которые привели к возникновению проблемы. Тут я выступаю в роли свидетеля, само присутствие которого способно помочь работе «внутреннего врача».
Далее все происходит как бы само собой, «будто бы без усилий». Поэтому, скажем, при 8-часовом рабочем дне усталость есть лишь от того, что все время на ногах. Какой-то «особенной» усталости из-за «траты жизненной силы» нет. Это как разговор на интересующую обоих собеседников тему – они не только не устают, но и ОБА получают силу, позитивное самоощущение, покой и удовлетворение от хорошо сделанной работы. Такой результат – один из главных признаков Истинного Человеческого Диалога. Поэтому «выгорания» не происходит, совсем даже наоборот.
Вернемся к теме психологии. Может ли психолог стать эффективным наставником?
- Может, конечно. Но только если он сам действительно связан со своим внутренним миром, со своей душой – если говорить прямым текстом. Ведь изначальный термин «психэ» означает душу, и ничто другое. Поэтому «психолог» – это «душевед» по-русски. Исходя из такой трактовки самого понятия «психология», мы приходим к простому выводу – психолог дол-жен сам познать себя, свой внутренний мир, свою душу. Иметь с ней, с собственной душой, контакт.
Вот тогда можно говорить о наставничестве. Когда это самое наставничество будет заключаться в очень простой вещи – предоставлении человеку возможности получать внутреннее руководство, научении этому.
Можно сказать так: когда разговаривают наши души (название «Диалог Изнутри» говорит само за себя), решения приходят сами собой… мой собеседник, с которым идет «Диалог Изнутри», начинает получать руководство изнутри – через доступ к своему «Я» и тем решениям, которые «уже есть» … нам остается только лишь следовать им. В результате моей работы «получение инструкций» начинает идти не извне, а от самого лучшего врача – Самого Себя. На это, в принципе, и направлены мои усилия.
– А есть такие люди, которым вообще нельзя помочь?
Да, конечно, такие люди есть. Те, кто лукавит и приходит со скрытой целью – другой, отличной от той, которая была им озвучена. И те, кто хочет получить результат, ничего не перестраивая в своей жизни. «Умру, но не изменюсь» – эта подсознательная установка все портит… Исцеление приходит, лишь когда человек действительно согласен «перевести стрелку» на другой путь, пересмотреть свою жизнь.
Конечно, все это относится ко взрослым людям, в силу возраста несущим полную ответственность за себя и свои действия. Дети получают помощь в любом случае, они живут в полном согласии со своей душой, и не умеют врать.
Специалист, практикующий психосоматику, должен любить людей?
- Да, конечно. Но, во-первых, он должен научиться любить самого себя. Себя полюбишь – сможешь любить и других. А без любви нет ничего, вообще. Максима «где нет любви, там все – ошибка» – абсолютно истинна. Для моей жизни, как и для моей работы такая позиция сама собой разумеется, и из неё всё вытекает.
Говорят, что каждому психологу нужен свой психолог. У Вас есть?
- Есть, конечно. Мой «психолог» – я сам и мой опыт практика… моя душа, мое внутреннее содержание. Выше мы уже говорили об этом ключевом моменте. Это точно так же, как ра-ботать с другим человеком, принципиальной разницы нет. Для работы с самим собой мне нужен посредник, или так называемый «суррогат» – человек, чей мышечный ответ будет «как бы» моим. Посредник, являясь как бы моим «зеркалом», помогает мне работать с са-мим собой так же, как с любым другим человеком.
Подобная «технология» работы через посредника используется, к примеру, в работе с ма-ленькими детьми, или с клиентами в тяжелом состоянии. В работе формата «онлайн» без посредника и вовсе не обойтись.
Многие пишут книги. Если будете писать, о чем она будет?
- О пути человека, о внутреннем путешествии… исходя из своего опыта и своего путешествия, конечно. И как просто человека, и как практика глубинной психосоматики.
Кто ваши клиенты?
- Люди в состоянии после любых травм (в т.ч. спортивного характера), страдающие аллергиями, болевыми синдромами различного происхождения, после оперативного вмешательства (особенно после операций на головном и спинном мозге), с постковидными осложнениями, проблемами работы опорно-двигательного аппарата, психологическими и психическими нарушениями, с постинсультными осложнениями, неврологическими, аутоиммунными и онкологическими заболеваниями, заболеваниями органов пищеварения, гипертонией, ИБС, хронической усталостью, бесплодием, бессонницей, эндокринными нарушениями, и многим другим. Самые благодарные и «легкие» клиенты – дети.
По статистике – к вам на прием приходят больше женщины или мужчины?
- В основном женщины, конечно. Отношение практически один к десяти, если не больше. Женщина по природе более открыта, ей «не стыдно» попросить о поддержке и помощи. Мужчина же – почти всегда «сам себе режиссер», он не всегда готов пустить кого-то в свой внутренний мир, – из боязни показаться слабым, в основном. Однако в острых, тяжелых ситуациях, когда многое перепробовано, но не помогло… тогда-то мужчина и приходит к ре-шению прийти на прием.
Где вы принимаете?
- Очно в городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Краснодаре, Уфе, Сочи.
Ведете ли вы консультации и помощь онлайн?
- Да, веду. Эта тема стала особенно актуальна во времена прошедшей пандемии и вынужденной самоизоляции. Сейчас я веду онлайн-работу практически со всеми странами, где живут мои клиенты (Турция, Израиль, ОАЭ, Англия, Норвегия, Австрия и др.). Включая Россию, конечно же.
Также, как сертифицированный преподаватель, я провожу обучающие курсы по методу «Диалог Изнутри».