Подполье: база ВСУ в Сумах атакована силами ВС РФ       |       Поехали "скорые". Лебедев подтвердил взрывы и детонацию в Павлограде       |       "Будет удар": на Украине подняли панику после хамского заявления Зеленского       |       "Страна.ua": в Киеве повторные взрывы без тревоги       |       В Днепропетровске серия взрывов       |       Взрывы гремят в Кременчуге Полтавской области       |       По Харьковской области нанесен удар восемью авиабомбами с УМПК       |       Под ударом "Гераней" Светловодск Кировоградской области       |       Взрывы в Киеве вызвали перебои со светом и водой       |       Shot: взрывы в Воронежской области, работает ПВО       |       Mash: в Уфе найдено тело 15-летней школьницы       |       Baza: авто главы комитета ГД РФ Картаполова проверяют на наличие бомбы       |       "Ядерное предупреждение": радио "Судного дня" передает странные сообщения       |       В Китае заявили, что Япония шокирована словами Захаровой       |       Теракт в центре Москвы: взрывом убит генерал МО Игорь Кириллов       |       Небензя исключил участие НАТО в мирных переговорах по Украине       |       Небензя: Россия не заморозит конфликт на Украине       |       "Должен уйти": в США назвали срок отставки Зеленского       |       "Готовиться к сделке": Трамп сделал заявление по Украине       |       "Пацанов гонят на убой": Путин осудил Киев за снижение возраста мобилизации до 18 лет       |       "Переломный момент": Путин назвал ключевой ситуацию в зоне СВО       |       Всё о выборе места для онлайн-торговли на финансовых рынках       |       Путин поручил сформировать войска беспилотных систем       |       Белоусов предложил сформировать войска БПЛА       |       Путин: Россия будет развивать армию и флот       |       Белоусов: Минобороны РФ готово к военному конфликту с НАТО в Европе       |       Путин пригрозил США снятием ограничений по размещению РСМД       |       В 2025 автокредитование пойдет на спад — высокие ставки и цены затормозят восстановление сегмента       |      

Артист балета Максим Апатонов: «Больше всего нравится передавать зрителю эмоции своего героя»

автор:
Рубрика "МОСКВА"
10 января 2023 14:33 1177


Максим Апатонов - выпускник знаменитой Московской государственной академии хореографии при Большом театре. Окончил академию совсем недавно, в 2021 году. Педагог, который выпускал Апатонова, Анисимов Валерий Викторович, заслуженный артист РСФСР, народный артист России. Сейчас Максим – артист балета театра «Кремлёвский балет». Разносторонний исполнитель классической балетной техники и  современных танцев. Лауреат многих международных конкурсов. В театральных постановках задействован с 12 лет. На счету Максима Апатонова  несколько сольных партий.

Максим, с какого возраста вы занимаетесь хореографией? Это был ваш выбор или может влияние родителей?

- В раннем детстве даже и мыслей не было заниматься хореографией и балетом. Я был активным и спортивным ребенком. В 4 года меня водили на фигурное катание. Со мной занималась Страхова Ирина Борисовна, которая поставила на коньки не одну звезду фигурного катания. Но от фигурного катания вскоре пришлось отказаться из-за жесткого графика тренировок, да и ездить на занятия было далеко. Затем я начал заниматься плаваньем и ходить на дзюдо. А примерно с 6 до 10 лет у меня было одно увлечение – футбол. И играл я достаточно хорошо в ФК «Москва». Тем не менее, мне всегда было интересно, чем занимаются мои родители, и однажды моя мама – артистка балета, предложила сходить с ней на представление.

Никто не ожидал того, что балет может мне понравится наравне с футболом, но с генетикой не поспоришь. В этом, пожалуй, и проявлялось влияние родителей. Так я решил, что буду совмещать футбол с балетом. В конце сентября был дополнительный набор в класс мальчиков в Московской государственной академии хореографии (МГАХ) на подготовительное отделение. На доборе приняли только двух мальчиков, и одним из них был я. Изначально даже не понимал, насколько мне нужно там быть. 3 раза в неделю я ходил на занятия, параллельно совмещая их с футболом, от которого уже через полгода отказался, определив приоритет за хореографией. Моим первым педагогом балетного класса была Попова Ольга Игоревна. Я очень благодарен судьбе, что попал именно в этот класс к этому замечательному педагогу. Та база, которую мне заложила Ольга Игоревна, останется со мной на весь мой творческий путь. На учебу уходило много времени, ведь не нужно было забывать и про обычные школьные уроки.




Помните ли свою первую партию и подготовку к ней? Это была сольная партия или массовый номер?

- Первый раз я вышел на сцену во втором балетном классе. В этом году я станцевал «Куклу Щелкунчик» в спектакле «Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича на сцене Большого театра. И в этом же году вышел на сцену академии в номере «Суворовцы» и в Мазурке из балета «Пахита». В следующем году я также был задействован в премьере Большого театра в неоклассическом балете «Гамлет» в постановке Раду Поклитару. Я танцевал Маленького Гамлета. Эта роль была насыщена большой актёрской игрой. Мне даже приходилось громко смеяться на сцене, что встречается в балете очень редко. Также танцевал брата в балете «Анюта» и не раз был задействован в других балетах Большого театра.

Первую сольную вариацию станцевал в академии в пятом балетном классе. Это была вариация из балета Коппелия. Свою подготовку к первому выступлению уже не помню. Но мне всегда нравилось выходить на сцену и получать удовольствие от того, что я просто танцую и делюсь своими эмоциями со зрителями.

Когда наступил переходный период из классического и современного танца в балет? 

- Собственно говоря, не было никакого переходного периода. В основе всегда был классический танец. Балет – это совокупность всех танцевальных навыков воедино. И во время учебы в академии мы изучали разные виды и жанры танцев. Два раза в неделю были занятия историко-бытовым танцем, в средних и старших классах были уроки народно-характерного танца, актерское мастерство, современный танец и дуэт. Каждый день было по 8-10 уроков. Общеобразовательные уроки шли вперемешку с профильными. Из-за такого насыщенного графика, я даже не заметил, как пролетело восемь лет обучения.

Испытываете ли вы волнение перед выходом на сцену или это уже в прошлом? 

- Волнение должно быть, но не должно мешать сосредоточиться. На него просто нет времени. И чтобы выступление было идеальным, к нему нужно долго готовиться. Например, сейчас в театре, для кордебалетных номеров репетиции длятся около двух недель, а вот к сольному выступлению Па де труа из балета «Лебединое озеро» я готовился больше месяца, а к сольной партии Князя из балета «Продавец игрушек» в постановке Андрея Петрова готовился около трёх месяцев. Сейчас со мной работает Кондратов Андрей Юрьевич, педагог с большой буквы, который помог добиться успеха многим артистам нашего театра. Это человек, знающий и любящий своё дело, с большим открытым сердцем.

Стоит отметить, что за полноценный рабочий день может быть по 3-4 репетиции.




Что большего всего нравится в своей работе?

- Нравится танцевать сольные партии и передавать зрителю эмоции своего героя. Разумеется, это сложно, но над этим я и работаю каждый день, ведь выступления должны быть запоминающимися.

Расскажите о своем опыте работы более подробно. Где выступали, с какими известными, по вашему мнению, личностями, уже познакомились и какие страны успели посетить?

- Когда учился в Московской государственной академии хореографии, в 17 лет я посетил со школой Грецию с постановкой «Щелкунчик». Дважды был в Америке: летом 2019 и 2021 года. В 2019 году я туда полетел с мамой, которая понимала, что для моего дальнейшего роста нужен «толчок», в первую очередь, эмоциональный. Если честно, в академии не разрешили где-то заниматься и выступать помимо школы. Это, конечно, правильно и понимаю, почему нас держали «закрытыми» от всех выступлений, кроме школьных концертов. Мы должны были сконцентрировать все своё внимание на нашем образовании. Потому что «русская школа» балета отличается от всех школ мира своей чистотой, академичностью и красотой исполнения движений. По приезду в Америку я ходил на разные мастер-классы и уроки в балетные школы и студии в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, хотел сравнить свои возможности с другими учениками и даже артистами. Каждый день я раскрывался и чувствовал в себе новые силы и энергию. Самым большим опытом этой поездки было посещение летней программы в Encinitas Ballet. Саят Асатрян – директор этой школы, дал мне огромные силы и веру в себя. Это замечательный педагог, большой профессионал, который руководит своей школой Encinitas Ballet уже много лет. Там же я первый раз в своей жизни участвовал в танцевальном конкурсе с дочкой Саята Ариель Асатрян, и мы заняли второе место. С этого момента начался мой карьерный рост. 

В этом же 2019 году посетил Францию, где занял первое место на международном конкурсе YAGP, выступая в дуэте с Ульяной Ефимовой. А за этим конкурсом последовало несколько других, и в каждом занимал призовые места. В 2021 году ещё раз посетил Соединённые Штаты Америки. Меня пригласили станцевать в Bayer Ballet Academy, где на летней программе ставили новый балет «Роза и баттерфляй» в постановке известного мирового хореографа Василия Медведева. Для меня это было огромным везением и опытом работать с таким известным на весь мир человеком.

Этим же летом я участвовал в проекте «Большие и маленькие» на канале Культура.Я танцевал вариацию из балета «Спящая красавица». Ведущая проекта - Светлана Захарова, Софья Гайдукова, Сергей Полунин, Игорь Цвирко и Александр Могилёв - звездное жюри этого конкурса.

Это очень интересный и нужный проект, который даёт возможность юным талантам показать свои достижения в танце и услышать ценные пожелания от мировых звёзд балета.

Сейчас с гастролями стало сложнее, тем не менее, я задействован во всех спектаклях театра Кремлевский балет.

Так же мне посчастливилось работать с солистом Большого театра Сергеем Филиным. Я участвовал в его постановках и концертах со звёздами Большого театра. Это блистательный артист балета и замечательный человек. Все замечания и пожелания, которые он мне дал во время наших репетиций, очень ценны для меня. Они были точными и четкими, позволяющие мне сделать то или иное движение.




Как складывается ваш режим дня? Во сколько приходится просыпаться и по сколько часов могут длиться концерты и репетиции?

- Просыпаюсь я в 7-40. До театра мне добираться полчаса, поэтому из дома выхожу в 9-00, чтобы приехать в театр заранее и было время на разогрев. В 11 часов у нас класс. На обед выделается минут 30-40. Репетиции стандартно до 17-18 часов. В день спектакля график другой: приходим к 12-00, в 14-00 начинаем прогон сцен. Выходной у нас один день в неделю. Как правило, это день после спектакля, чтобы мы могли отдохнуть.

Чтобы выступать с труппой театра Кремлёвский балет нужно ли сидеть на диете и отслеживать лишние граммы, либо для мальчиков это не так важно?

- Нет, у мальчиков нет необходимости считать калории. Нужно просто поддерживать себя в хорошей физической форме. Важно, чтобы не только ноги были сильными в па, но и все тело, а особенно сейчас, когда я начал танцевать сольные партии с партнершей. Поэтому я дополнительно занимаюсь в зале. А вот девочки постоянно сидят на диетах. Им важно не набирать лишний вес.

Какие свои личные достижения вы бы определили на 1, 2 и 3 место?

- Пожалуй, на первое место я бы определил само поступление во МГАХ, которое стало неожиданностью. Важно отметить, что приемная комиссия оценивала не только гибкость и растяжку, но и артистизм. Так же проходили полную медицинскую комиссию. При поступлении в балетную школу учитываются и пропорции тела. Они должны быть идеальными. Поэтому не каждый может попасть в число учащихся, а лишь малая доля из претендентов.

Второе место для меня – конкурс во Франции YAGP в 2019, куда я поехал, будучи на 1 курсе. Для понимания: в балетном училище занимаются 8 лет – 5 классов и плюс 3 курса. Также важно отметить, что МГАХ сложно давал разрешение на посещение конкурсов, но у меня после поездки в Америку появился азарт и интерес: «а смогу ли я победить на больших конкурсных площадках?». Так как мама сама педагог в «Школе классического танца» Геннадия и Ларисы Ледях, она начала репетировать со мной самостоятельно. Было принято решение, что я поеду дуэтом с Ульяной Ефимовой, ученицей «Школы классического танца». Для конкурса мы зарегистрировались под названием «Армида». Сразу скажу, во Францию ездили не только за победой, об этом сразу и не думали. Просто хотелось оценить соперников с других школ, других государств, понять их подготовку. А когда заняли первое место, нашему счастью не было предела. Участие в этом конкурсе, поездка и победа дали мне толчок двигаться дальше, понимание, что я сделал правильный выбор, когда решил заниматься балетом. Я выступал перед независимым жюри на большой сцене. Меня оценивали как отдельную личность, и это было максимально круто.

На третье место я бы поставил Grand Audition в Барселоне. Этот конкурс интересен тем, что на него приезжают со всего мира директора театров и балетных студий. На момент моего участия мне было 18 лет. И, к сожалению, конкурс проводился в режиме онлайн из-за ситуации с короновирусом. Было примерно 1000 участников. Все отправляли видео со своими выступлениями. На следующий этап из тысячи оставили только 200, а потом их число сократилось до 50-ти. По итогу, меня пригласили в «Венгерский театра оперы и балета» и в Михайловский театр в Санкт-Петербурге. Но в Венгрию нужно было лететь на аудишн, а у меня в этот же день был государственный экзамен по актерскому мастерству и, к сожалению, а может быть и, к счастью, мне пришлось отказаться от поездки. Также приглашение пришло и из Питера. Главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер прислал приглашение, и я поехал на просмотр. Мне сказали, что меня берут, но нужно немного подождать. Но мне не хотелось откладывать свои планы «на потом» так как я был уже приглашён в театр «Кремлёвский балет». Я очень благодарен Андрею Борисовичу Петрову – художественному руководителю нашего театра, что на экзаменах он меня отметил и пригласил к себе в труппу. В этом театре воплощаются мои мечты. Я очень был рад тому, что к работе можно было приступить сразу. В октябре я оформился в театр, а в мае я уже танцевал сольную партию Па де труа из «Лебединого озёра», что тоже является достижением для людей моей профессии. Из последних спектаклей, где я выступал сольно, это «Продавец игрушек» в постановке Андрея Петрова. Премьера была в ноябре 2022 года.




Не планируете ли заняться преподавательской деятельностью и обучать хореографии и балету?

- Нет, пока об этом даже не думал. В дальнейшем может быть. Однако пока я не готов сказать четкое да или нет. Я сейчас параллельно учусь на втором курсе очного отделения на балетмейстерском факультете в академии Большого театра, только сейчас получаю высшее образование.

Что в планах на ближайший год?

- Еще больше сольных партий. Мне нравится танцевать в разных постановках. Просто дух захватывает, когда ты один на большой сцене делаешь что-то грандиозное, от чего зритель замирает. Да и над нашими образами работают отличные гримеры и костюмеры, что делает картинку максимально завершенной.




***

У каждого танцора свой путь к успеху в балете. Максим Апатонов – талантливый артист балета, окончивший Московскую государственную академию хореографии, ныне артист театра «Кремлевский балет». Родившийся и выросший в Москве Апатонов в юном возрасте изучал балет и быстро увлекся этим искусством. Он преуспел в академии, и по ее окончании ему предложили место в Кремлевском театре балета, одной из самых уважаемых балетных трупп России.

Как восходящая звезда в мире балета, его талант и преданность своему делу делают его ценным сотрудником Театра «Кремлевский балет», и у нас была возможность взять у него интервью, чтобы узнать его поближе.

Успех в балете может прийти к разным танцорам в разное время. Некоторые танцоры могут добиться успеха в начале своей карьеры, в то время как другим может потребоваться больше времени для достижения своих целей. На успех танцора могут влиять различные факторы, включая его подготовку, талант, самоотверженность и возможности.

Талант, безусловно, может сыграть роль в успехе танцора, но это не единственный фактор. Тяжелая работа, самоотверженность и тренировки также имеют решающее значение для успеха в балете. Природный талант Максима Апатонова в сочетании с трудолюбием и преданностью делу помогли ему добиться успеха в начале карьеры! 

автор: Анастасия Богачевская

фото: пресс-служба