Пять дней остается до завершения выдвижения участников предварительного голосования (праймериз) «ЕР». В чем состоит их процедурная составляющая? Есть ли формальные гарантии у победителей праймериз? На эти и другие вопросы информационного портала «Регионы Онлайн» ответил эксперт Центра европейско-азиатских исследований, практикующий политтехнолог Алексей Бочаров.
Первый вопрос редакции был о восприятии эксперта к праймериз в целом.
"Может, логичнее начать с того, что в действительности представляет из себя процедура «предварительного голосования»? Вокруг нее сейчас много медийного шума, а правила, механика остаются вне зоны общественного внимания. Что, на мой взгляд, чревато переоценкой значимости праймериз и некомпетентными разочарованиями некоторых участников процесса, особенно, не наделенных внутриэлитным консенсусом своего прохождения в Госдуму седьмого созыва", - уверен эксперт.
Эксперт привел основные пункты, которые необходимо знать выдвиженцам кандидатам.
"Есть несколько документов, один из ключевых – «Положение о порядке проведения предварительного голосования…», полное название на несколько строк цитировать не будем – скучно, объем – 16 страниц. Но когда желающие поучаствовать признаются мне, что не утруждают себя изучением подобной «нормативки», я говорю: зря, серьезное упущение. Политика и даже предвыборная кампания как ее локальный всплеск – это не только полемические выступления с трибун, громкие лозунги, демонстрация внешнего вида и даже не только, например, мобилизация сетки агитаторов. Есть много рутинных, но не менее важных вещей, дающих понимание сути происходящего", - отметил Алексей Бочаров.
Он отметил, что на этих выборах присутствует в отборе жесткий отсев.
"В нынешнем виде предварительное голосование 22 мая по организационной части – это генеральная репетиция единого дня голосования, «настоящих» выборов, назначенных на 18 сентября. Поэтому в «Единой России» сразу же установлен жесткий формальный отсев участников. Потенциальным кандидатам нельзя иметь счета в иностранных банках и даже «пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Для выдвижения нужен подлинник диплома об образовании. Нельзя иметь судимость, включая снятую или погашенную, - тоже неси справку (причем не только об отсутствии судимости, но и «факта уголовного преследования», даже если дело давно прекращено). Еще предусмотрена недопустимость опыта административной ответственности по двум статьям КоАП (20.3 и 20.29, экстремистские деяния). Когда читаешь перечень запретов, удивляешься, что авторы вообще остановились. По административке можно было пойти дальше, вспомнить, к примеру, статьи об участии в несанкционированных митингах. Чем не образцово-показательный фильтр для будущих депутатов от «ЕР»? Если серьезно, то лично у меня тут двоякое мнение. Да, уголовная судимость – плохо. Но вот нынешний глава Екатеринбурга Евгений Ройзман отбывал когда-то срок. И как показывает время, это не мешает ему занимать представительскую должность, полученную, кстати, на всенародных выборах. То есть возглавлять думу города-миллионника ему можно, а на выборы от «святой» партии нет? Ройзман, как бы к нему ни относились, не один такой. Не помешали бы проработанные критерии, какие именно проблемы с законом и когда переживал человек? Насколько они несовместимы с депутатским мандатом? Пусть кандидат будет обязан информировать о своем прошлом, будет готов ответить на провокационные вопросы. Но зачем тотальный запрет? Плодить политических изгоев? Создаем ситуацию, когда судебно-правоохранительный контроль (с известными ему издержками и ошибками, за 2015 год доля оправдательных приговоров в российских судах упала до 0,4 процентов!) ставится априори выше общественного контроля, выражаемого, в том числе, через всенародное волеизъявление граждан", - добавил эксперт.