11 апреля действующие страны-учредители создаваемого Китаем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AIIB) одобрили заявку Испании, Южной Кореи и Австрии на вступление в банк на правах страны-учредителя, сообщило в субботу Министерство финансов КНР. Об этом писали РИА Новости.
Редакция YOUTVNEWS, обратилась за экспертным мнением, к первому вице-президенту общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров», к.э.н. Тамаре Касьяновой.
"На сегодняшний день основным драйвером мировой экономики являются структуры и финансовые организации, в создании которых преуспели страны западного мира, в частности Соединенные Штаты. Это МВФ, Всемирный бак и др. В результате их деятельности укрепляются позиции доллара и евро как международных валют, что далеко не по нраву остальным странам и мировым конгломератам, которые хотели бы видеть в качестве мировых валют свои собственные", - считает эксперт Тамара Касьянова.
Уточняя начало стадию становления и развития Азиатского банка, эксперт подчеркнула, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе уже действует с 1966 года Азиатский банк развития, задача которого предоставлять заемные средства странам-участникам банка и юридическим лицам. Неудивительно, что Поднебесная заинтересована в создании собственной финансовой структуры, которая в перспективе может позволить юаню стать ведущей мировой валютой. По статистическим данным системы SWIFT на март 2015 г. доля юаня в структуре мировых платежей составила примерно 1,81%.
"Для Китая крайне необходимо увеличение числа транзакций в общемировой доле, в частности для того чтобы юань была включена Международным валютным фондом в число резервных валют, которые составляют специальные права заимствований, используемых МВФ с 1969 г. по безналичным расчетам внутри фонда. В СДР на сегодняшний день входит четверка ведущих валют, а именно: американский доллар, евро, английский фунт стерлинг и японская иена. Юань имеет шансы занять место в СДР и стать пятой валютой, ведь, например, в декабре 2014 г. юань занимала 2,17% мировых платежей. Высокая популярность и доступность за пределами Китая его национальной валюты может стать ключевым фактором для ее включения в состав СДР", - уверена эксперт.
Эксперт подчеркнула, как после санкций важно для России вступление в качестве страны-учредителя в состав нового Азиатского банка инфраструктурных решений.
"Ведь это не только укрепление наших отношений в регионе АТР, но доступ к длинным деньгам, которые являются одним из механизмов стабильного развития экономики и промышленности. Как недавно отметил премьер-министр Дмитрий Медведев, Россия не ставила перед собой задачу тотального импортозамещения. Однако, учитывая, что России закрыт доступ на поставку технологий двойного назначения из США и ЕС, то поставка радиоэлектронного оборудования, компонентов и комплектующих из выше перечисленных стран более невозможна. А как неоднократно отмечалось, доля импортных компонентов в некоторых изделиях отечественного производства превышала 70—80 %. В такой ситуации единственным выходом становится закупка аналогичного или близкого по качеству оборудования из стран АТР. Кроме того, осенью 2014 года был зафиксирован высокий отток капитала из РФ. Инвесторы посчитали, что хранить денежные средства на территории РФ крайне невыгодно, ведь в результате санкций были реализованы черные списки компаний, с которыми иностранным резидентам было запрещено работать и сотрудничать по ряду проектов, например нефтегазового сектора. Сегодня Россия ищет новых партнеров в АТР – например, Китай может участвовать в реализации разведки и добычи шельфовых углеводородов в Арктике, заменив американские компании, которым подобная деятельность была запрещена Конгрессом", - добавила вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров».