В конце прошлой недели в Москве начались мероприятия, приуроченные к празднованию Дня Грузинской диаспоры России. В первый день в Доме народов России открылась выставка «Христос посреди нас – и есть и будет», на которой была представлена часть экспозиции древней храмовой живописи Грузии в копиях выдающегося реставратора и исследователя средневековой живописи Адольфа Овчинникова, а также часть личных вещей из его архива и продемонстрирован сокращенный вариант документального фильма о его работе и вкладе в дело сохранения мирового культурного наследия.
Организаторы культурного проекта: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова, Федеральная Грузинская национально-культурная автономия в России, Фонд Возрождения и развития русско-грузинских отношений. Мероприятие проводится под патронатом Императорского Православного Палестинского Общества.
Идея выставки «Христос посреди нас – и есть и будет» заключается в том, чтобы показать, как именно средневековая христианская культура, через художественные образы и культуру объединяла народы, страны, земли, неся спасительное имя Христа. А ее задача — познакомить современного зрителя с подлинным древним искусством, побудить к пониманию и способности ценить свое исконное художественное наследие, но главное — научиться понимать внутреннее содержание той художественной традиции, которая лежит в основе высокого современного искусства и традиционного мировоззрения. Выставка имеет всестороннюю поддержку Императорского Православного Палестинского Общества и получила личное одобрение Председателя ИППО – Сергея Вадимовича Степашина. Особую значимость проект получает именно сейчас, когда в Грузии в декабре 2022 года было торжественно открыто (воссоздано) отделение ИППО. Масштабная выставка станет важным шагом в деле восстановления и укрепления культурных связей между Россией и Грузией.
Гостей выставки приветствовал Давид Цецхладзе, президент Грузинской диаспоры России: «Мы, грузины, как и все другие народы, живём в России как у себя дома. И благодарны за это русским и всем другим народам России. Для меня, как для руководителя Грузинской общины, и просто грузина, невероятное счастье, что в Москве открылась эта уникальная выставка. Мы благодарны Сергею Вадимовичу Степашину, руководителю Императорского Православного Палестинского Общества, за возможность реализации этого замечательного проекта. И отдельное спасибо Светлане Львовне Абрамовой и ее прекрасной команде за слаженную работу».
Светлана Абрамова, основатель Общества им. Михаила Абрамова:
— Я необыкновенна рада тому, что всё, что мы запланировали, состоялось. Я представляю своего мужа, к сожалению, ушедшего из жизни не так давно. Михаил Абрамов возвращал на родину иконы и основал Музей Русской иконы. У Михаила остались старшие друзья. Один из них — Сергей Степашин. Как-то однажды соратники Сергея Вадимовича в беседе со мной и моим сыном Георгием рассказали о своей дружбе с невероятным человеком, Адольфом Овчинниковым, который долгие годы в советское время занимался сохранением росписей древних храмов и икон в разных частях света. И когда мы с сыном узнали, что наследники Адольфа Николаевича бережно сохранили плоды его невероятных трудов, то решили вместе с нашими друзьями из Грузии объединить усилия и представить людям всё это богатство, которое нужно сохранить и передать потомкам.
Анонс выставки будет экспонироваться в Доме народов России с 12 по 19 мая 2023 г. А полномасштабный выставочный проект пройдет в России в конце 2023 года.
Александр Горматюк, куратор выставки и научный руководитель проекта, отметил, что подготовка проекта стала большим опытом для профессиональной команды: «Мы постепенно раскрываем сотни прорисей, совмещаем между собой, и даем возможность увидеть то прочтение, которое сделал Адольф Николаевич. Этот творческий и научный опыт — свидетельство о той живописи, которая на сегодняшний день либо частично утрачена, либо утрачена полностью, либо находится под различными наслоениями, и только специалисты могут разобраться, что там изображено. Реставратор дает прочтение, без которого понять первоисточник зачастую сложно. В этом плане Адольф Николаевич был в некоторой степени титаном своего дела».
Кадры: пресс-служба