МВД включило водителей-мигрантов в группы риска из-за роста смертности в ДТП за три года
- 10:43 15 июля
- Любовь Павлова

Рост аварийности и мигранты на дорогах России
Министерство внутренних дел России зафиксировало увеличение числа смертей в дорожно-транспортных происшествиях, виновниками которых стали водители-мигранты. В связи с этим ведомство призвало работодателей содействовать интеграции иностранных граждан в российское общество. Власти ряда регионов уже ввели ограничения на работу иностранных специалистов в сфере такси и общественного транспорта. Подробности ситуации и ее возможные последствия представлены в материале Газеты.Ру.
Согласно проекту новой «Стратегии повышения безопасности дорожного движения» до 2036 года, МВД включило мигрантов в основные группы риска среди участников дорожного движения. За последние три года наблюдается рост числа погибших в ДТП, совершенных по вине водителей-иностранцев. С 2021 года этот показатель увеличился на 22%. В документе отмечается, что абсолютное большинство таких происшествий (95% в 2024 году) совершается гражданами государств — участников Содружества Независимых Государств. Каждая пятая из таких аварий связана с пассажирскими или грузовыми перевозками.
По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, с 2021 по 2023 год число ДТП с участием водителей-мигрантов росло, достигнув 5,6 тыс. в 2023 году. В 2024 году количество аварий снизилось до 5,3 тыс., однако число погибших по вине таких водителей продолжило расти: 526 человек в 2024 году, 521 в 2023 году, 499 в 2022 году и 431 в 2021 году. В качестве меры по снижению аварийности МВД предлагает проводить «адаптацию и интеграцию в общество» мигрантов, в том числе за счет работодателей. Также планируется принять комплекс мер, направленных на адаптацию иностранных граждан к порядку дорожного движения в России и обеспечение неотвратимости наказания за нарушения.
Власти многих российских регионов постепенно вводят запреты на работу иностранных водителей в такси и общественном транспорте. В 2024 году такой запрет был введен более чем в десяти регионах, включая Новосибирскую, Тульскую, Калужскую, Челябинскую, Тюменскую, Самарскую, Магаданскую и Воронежскую области, а также Камчатский край, Крым и Якутию. В Санкт-Петербурге планируется ввести запрет на работу мигрантов в такси и доставке до конца 2025 года, однако он не коснется граждан стран ЕАЭС (Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии), которые имеют право работать в России без патента. Аналогичные меры были введены в Татарстане в январе 2025 года и действуют в Чувашии.
Заместитель председателя профсоюза работников транспорта «Таксист» Андрей Попков считает, что повышенная аварийность среди водителей-мигрантов объясняется слабым знанием Правил дорожного движения и несоблюдением режима труда и отдыха. Он полагает, что запрет на работу в такси для них является действенной мерой.
Попков отметил, что мигранты «слабо знают ПДД, из-за этого происходят ДТП. Они не соблюдают режим труда и отдыха. Сплошные нарушения — и из-за этого они часто попадают в аварии».
По его словам, число мигрантов, работающих в такси, достигает 50%, но их замещение возможно только при увеличении зарплат в отрасли, что привлечет россиян. Попков также уточнил, что адаптация и интеграция мигрантов силами работодателей в случае с таксистами невозможна, так как водители не состоят в трудовых отношениях с таксопарками и агрегаторами, а действуют как самозанятые.
В сервисе заказа такси «Максим» полагают, что таксомоторная отрасль может функционировать без мигрантов, но для этого необходимо устранить бюрократические препятствия. В компании считают, что запрет на работу в такси лишит мигрантов одной из немногих возможностей легального заработка, что может негативно сказаться на криминальной обстановке.
В пресс-службе компании «Максим» сообщили, что «необходимо вовлекать в отрасль российских перевозчиков, самозанятых мужчин и женщин на личных автомобилях. Для этого нужно устранять административные барьеры, которые не позволяют им выйти на легальный рынок перевозок: упрощать правила и требования, дифференцировать регулирование для таксопарков и физлиц».
В «Максиме» считают, что причиной повышенной аварийности такси является не столько наличие мигрантов, сколько использование арендных машин, к эксплуатации которых водители относятся небрежно.
В компании отметили, что «более высокая аварийность и небрежное отношение к чужому автомобилю свойственны в целом арендной модели такси, которая сложилась в России. Нет статистики, чтобы утверждать, что на них приходится больше аварий, чем на российских арендаторов, но каждый такой случай вызывает больший резонанс».
Вице-президент «Национального автомобильного союза» Антон Шапарин считает, что таксисты находятся под пристальным контролем Госавтоинспекции, и более существенной причиной большого числа ДТП с тяжкими последствиями являются не они, а граждане ближнего зарубежья, въехавшие в страну на машинах с иностранными номерами.
Шапарин заявил, что «машины на таджикских, киргизских, армянских номерах совершенно вольготно ощущают себя на наших дорогах. С ними выше аварийность, потому что их не контролируют камеры фото- видеофиксации ГИБДД, и поэтому эти водители ведут себя на дороге так, как будто в РФ не существует никаких правил дорожного движения в принципе».
Он добавил, что если мигрант управляет автомобилем с российскими номерами, ситуация схожа с российскими гражданами, но и они не являются эталоном безопасности. Шапарин констатировал, что в текущей ситуации контроль за машинами с зарубежными номерами неосуществим, так как власти иностранных государств не передают России данные о регистрации машин, что делает невозможным их введение в правовое поле РФ.