В Музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника 15 марта 2024 г. откроется уникальная выставка «Икона XII века «Богоматерь Боголюбская». Новое обретение». Она продолжит череду крупных проектов Владимиро-Суздальского музея-заповедника, посвящённых 1000-летию первого письменного упоминания Суздаля.
Организаторы и партнеры проекта: Министерство культуры Российской Федерации, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова, Фонд РЖД, РЖД, ПСБ.
Боголюбская икона Божьей Матери является одним из величайших сокровищ, настоящей жемчужиной мощной культуры Древней Руси домонгольского периода. Этот удивительный памятник русской национальной художественной традиции, чудом дошедший до наших дней, был создан в середине XII века по повелению князя Андрея Боголюбского, после того как, согласно преданию, Сама Пречистая Дева явилась ему во время молитвы.
Примечательно, что эта чудотворная икона — единственный древний образ Богоматери, возникновение которого связано с личным представлением правителя государства о вверенном ему уделе и народе. Образ наследует византийскую традицию, но носит подчеркнуто «русский» характер и создан русским мастером. Икона символизирует идею объединения русских земель вокруг нового политического и духовного центра — Владимира, столицы Северо-Восточной Руси, которой Божия Матерь неизменно оказывает небесное покровительство.
На протяжении столетий все важнейшие события жизни русского народа тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, в трудные моменты приходящей ему на помощь, избавляя от нашествия врагов, мора, голода и других бед.
После долгих лет спасения, консервации и реставрации, специалистам удалось создать исключительные условия для представления древнего чудотворного образа в музейном пространстве. В трех специально подготовленных залах будет представлена история многовекового бытования образа, история 100-летней реставрации – настоящего подвига отечественных реставраторов, а также развитие иконографии образа, оказавшего значительное влияние на развитие отечественной художественной традиции. Экспозиция расскажет о многовековом почитании чудотворной иконы и об исключительной роли святыни в судьбе России.
Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова:
«Икона Боголюбской Божией Матери – национальное и духовное достояние нашей страны. Образ создан в переломный момент, когда Киевское княжество разрывалось множеством противоречий. Появление чудотворной иконы, написанной по заказу великого князя Андрея Боголюбского, символизировало преемственность византийских духовных и державных традиций и выражало идею объединения русских земель вокруг нового центра. Выставка проходит там, где образ и появился на свет – на Владимиро-Суздальской земле. Экспозиция даёт возможность познакомиться с уникальным искусством древней иконописи, восхититься красотой образа и мастерством реставраторов. Уверена, что выставка станет настоящим открытием для каждого посетителя.»
Председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Степашин:
«Сегодня, в наше непростое время, особенно важно знать историю и сохранять духовные основы, без которых невозможно нормальное развитие ни в настоящем, ни в будущем. В этой связи особую значимость приобретает работа, направленная на сохранение произведений древнерусского искусства и создание возможностей для их показа широкой аудитории. Большое спасибо хочется сказать реставраторам Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря, благодаря которым древняя икона осталась жива. Реставраторы центра завершили многолетнюю работу, им удалось спасти святыню домонгольского периода и раскрыть первоначальный замысел иконописца. И сегодня, спустя более 800 лет, мы можем лицезреть ее, испытывая благоговейный трепет, наполняться духовной силой и молиться: "Святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует.»
Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева:
«Сама икона бесценная, а история её реставрации — по сути, нового обретения, удивительна: на восстановление первоначального облика ушло около ста лет. То, что лик Богородицы мы сможем увидеть практически таким же, каким его видел Андрей Боголюбский — это настоящее чудо. И экспонирование такого уникального памятника потребовало от нас новых проектных решений.»
Основатель Общества им. Михаила Абрамова Светлана Абрамова:
«Отрадно, что древний святой образ Богоматери Боголюбской предстает перед широкой общественностью именно в эти дни, когда государство и гражданское общество направляет свои усилия на сохранение национальной культурной и духовной идентичности, традиционных ценностей, возрождение системы образования и воспитания. Без преувеличения можно рассуждать о том, что, как и много сотен лет назад, явившись князю Андрею Юрьевичу, сама Богоматерь указывает нам путь и напоминает о своем неизменном заступничестве и попечении о России.»
Генеральный директор ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря Дмитрий Сергеев:
«История иконы XII века «Богоматери Боголюбской» неразрывно связана со всей многовековой историей Русской земли, и в особенности с периодом становления российской государственности. Это произведение домонгольской живописи отражает важнейший для древнерусской культуры период возникновения и развития своей, уникальной, самобытной художественной традиции, в основе которой была преемственность византийской культуры. С реставрацией этого чудотворного образа связана жизнь всего нашего реставрационного центра. Этот путь длиною в столетие был крайне драматичен, труден и парадоксален. Боголюбская икона была первой в ряду тех памятников, которые были изучены, раскрыты и сохранены в бушующие революционные времена. В 1918 году, силами первой экспедиции, Боголюбская икона, находившаяся, как оказалось в результате обследования, в руинированном состоянии, на грани гибели, была своевременно реанимирована и возвращена к жизни. Несколько поколений реставраторов трудились над сохранением великой русской святыни. Но самая сложная и ответственная часть работы была осуществлена в новейшее время, нашими современниками – именно им Богоматерь дала возможность увидеть Ее образ, Ее чудесный лик, запечатленный много веков назад. Для меня чрезвычайно важно, что после многих лет реставрации, наблюдения и нахождения в особых условиях, эта древняя чудотворная икона может быть представлена обществу. Фактически, речь идет о ее новом обретении. Примечательно, что это происходит именно сейчас, и то, что мы становимся свидетелями такого события – само по себе является чудом.»
В рамках открытия экспозиции пройдет презентация документального фильма «Боголюбская. Спасти и сохранить», который будет демонстрироваться в медиазоне Музейного центра «Палаты» на постоянной основе. Ко дню открытия выставки подготовлено издание, рассказывающее о многолетнем процессе реставрации, о результатах исследований памятника, а также о значении выдающегося произведения древнерусской иконописи в контексте развития мировой истории искусства.
Планируется, что выставка «Икона XII века «Богоматерь Боголюбская». Новое обретение» в Музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника будет действовать постоянно.
Фото: пресс-служба