В Банке России считают, что так смогут справиться со значительным перегревом экономики. Ведь сегодня он максимальный за последние 16 лет, с периода кризиса 2008 года, напоминают аналитики "СЭ".
Глава ЦБ подчеркнула, что регулятор оставит ставку высокой так долго, как нужно будет для сдерживания инфляции. А заодно и экономики. Центробанк пересмотрел прогноз по ВВП. В этом году ожидается его более динамичный рост на уровне 3,5-4 процента вместо апрельских 2,5-3,5 процента. Зато в 2025 прогнозируется замедление до 0,5-1,5 процентов (ранее было 1-2 процента).
В ЦБ считают, если не ужесточать ДКП, Россию ждет рецессия и стагфляция. Набиуллина даже призналась, что отчасти своими оптимистичными прогнозами в первой половине года регулятор только подстегнул рост инфляции и перегрев, а людей к новым тратам. Однако эксперты отмечают, что привычные инструменты ЦБ — например, "ключ" — уже не работают в новых реалиях. Повышение ставки почти не снижает специфического потребительского спроса, разгоняющего инфляцию. Еще и компаниям трудно расширять свое производство при таком высоком «ключе» и в условиях санкций. России потребуется несколько лет, чтобы структурно перестроить экономику. Поэтому регулятору нужно искать новые инструменты для борьбы с инфляцией, соответствующие уникальному периоду для нашей страны.
И речь не о том, что повышение ставки сейчас — это плохо и надо понижать ее, как годами просят Центробанк некоторые бизнесмены. Даже при смягчении ДКП можно не получить того, что желаешь. У нас есть пример Турции, ЦБ которой по приказу президента в течение 3 лет почти вдвое снизил ставку до 8,5 процентов. Эрдоган хотел дать экономике дешевые кредиты, но в итоге только разогнал инфляцию до 40 процентов и обвалил лиру.
"Эксперимент" пришлось завершить и вернуть ставку на уровень 15 процентов. Но у России теперь особая ситуация, в том числе из-за масштабных санкций. Стандартным набором инструментов, возможно, не обойтись. Поэтому Набиуллиной и ее команде придется изобретать свой путь.
Автор: Людмила Ропина
фото: youtvnews.com
Ранее ГУР заявляет, что помогла террористам "Аль-Каиде" атаковать ЧВК "Вагнера" и армии Мали.