Полгода назад в ходе теракта в Санкт-Петербурге был убит Максим Фомин, более известный как Владлен Татарский. Одни знали его как военкора, другие — как боевого товарища и яростного защитника Донбасса, третьи в роли философа, который пытался найти глубинные причины происходящего.
В новом фильме медиаплатформы "Консерватор" мы постарались наиболее полно рассказать историю Максима Фомина до и после эры Владлена Татарского, историю бойца, отдавшего жизнь за свою землю.
"Я пришла к нему домой и он мне показался, да он и был для меня таким: просто такой озаренный взгляд, такой красивый. И я подхожу к нему и говорю: “Максим, ты такой красивый, ты такой добрый”. Обняла его. Он говорит: “Мамуль, спасибо тебе”. Мы обнялись, поцеловались, это было последнее. Лучше погибнуть воином. Это я сейчас так говорю. Тогда я просто его просто поддерживала", – говорит мама Максима Фомина Равиля Фомина.
"Для меня доминирующие его качества – это то, что он человек открытый. Я думаю, что он определённо человек смелый: и говорить и действовать. Вот в этом проявлялась его смелость", – рассказывает экс-министр государственной безопасности ДНР, экс-секретарь Совета безопасности ДНР Александр Ходаковский.
"Он своим творчеством столько сделал, что он всё равно вокруг. Он всегда в нашей жизни, он останется в нашей жизни, потому что человек был широкой души. Он фронтовик, доброволец, он воевал и в войсках ДНР, потом в войсках ЛНР. Был защитником Донбасса. У него была задача и он себе так представлял, что для того, чтобы участвовать в войне, он должен был доносить людям определенные посылы и смыслы. Он понимал важность мотивации, что и солдаты и общество должны понимать из-за чего это происходит. Он не был профессиональным спикером и диктором. Но он был парнем, который говорит правду. Теми словами, которыми он может говорить. Он искренне, не читая с суфлера, просто говорит правду. А людям этого не хватает. Он указывал на ошибки, какие есть проблемы и, кроме того, что он это озвучивал, он пытался в этом разобраться", – комментирует военный обозреватель и экс-заместитель министра информации ДНР Даниил Безсонов.
"Почему именно Владлен? Это красиво звучит в первую очередь. Максим с детства был харизматичным ребенком. Раньше была передача “Служу Советскому Союзу. Он забирался на кресло, становился и пока играла эта музыка, он стоял по стойке смирно. Вот этот дух был заложен с самого детства. Господь, так, наверное, вложил ему этот дух воина. Когда началась чеченская война, он тоже слушал передачи по телевидению, анализировал, что-то там записывал, какие там события произошли. Помню, он близко к сердце принял, когда Басаев захватил больницу. Мы как раз отдыхали на Азовском море и он так это переживал. Когда мы домой приехали, он что-то там записывал. Он с папой на эти темы разговаривал. В 5-6 лет он уже папе помогал на даче строить дом. Вставал в 5 утра. Дисциплина была на первом месте. Муж мой говорил, что мужчина не должен долго спать. Он [Фомин] хотел быть военным, но, когда в стране случилось отделение республик как самостоятельных государств, то не было этих военных училищ", – говорит Равиля Фомина.
Много говорил о том, что отец привил ему военные качества с детства. Так получилось, что он в армии не служил, но мы видим ту закалку, которую ему дал отец, она всё равно взяла над ним верх.
Владлена выделяли такие качества. Это характер, который присущ людям, которые родились и живут на Донбассе. Люди особого склада и породы. Это шахтерский край, поэтому люди там крепкие сами по себе", – комментирует напарник Максима, админ telegram-канала RSOTM.
"Мой отец, мой дед, они все были русские патриоты. Помню, увидел по телевизору перестроечные новости. Там был репортаж о том, что Горбачев приказал резать танки. Я просто плакал. Прибежал к бабушке, говорю: “Бабушка, что они делают, танки режут, кто нас будет защищать?”. Бабушка меня успокаивала, говорила: “Ничего, внучек, мы напишем Горбачеву, чтобы он этого не делал", – говорит в фильме Владлен Татарский.
"Владлен – он плоть от плоти этой земли. Можно выстроить своеобразную связь. Вот эти терриконы достали своим невероятным трудом шахтеры из глубины земли. Донбасские дети и маленький мальчик Максим Фомин, они лазали по терриконам, они взбирались по земле, которую достали, к горе, ввысь. Конечно, они впитывали в себя соки этой земли", – комментирует философ Андрей Коробов-Латынцев.
Фильм можно увидеть в соцсетях платформы "Консерватор".