В интервью журналу Fashion Room Magazine актриса Екатерина Финевич рассказала о начале своего творческого пути, о роли своей мечты и о том, с какими режиссерам ей бы хотелось поработать.
FRM: Екатерина, расскажите о себе вкратце. Читателям, наверняка хочется узнать о вашей жизни и творчестве.
Е.Ф.: Здравствуйте. Я родилась в Беларуси в городе Минске в актерской семье. Там же в 1995 году закончила общеобразовательную и музыкальную школу по классу фортепиано. И сразу же после школы поступила в Белорусскую Академию Искусств в мастерскую замечательного педагога Лидии Алексеевны Монаковой. Еще учась в Академии, я уже играла на сценах двух главных театров страны: Русского Академического театра имени Максима Горького и Белорусского Национального театра имени Янки Купалы. В 1999 году я закончила Академию Искусств с красным дипломом и мне сразу же пришлось переехать в Москву, так как мой муж поступил на режиссерский факультет ВГИКа. В Москве я попала на сцену театра-студии «МЕЛ», но работать в нем долго я не смогла, так как муж был студентом, а театральной зарплаты катастрофически не хватало. Мне предложили попробовать свои силы в кинопроизводстве. Это был очень интересный опыт - я успела поработать в документальном и игровом кино: и ассистентом по актерам, и заместителем директора съемочной группы, и вторым режиссером. Вообще многим актерам было бы полезно приобрести этот опыт, чтобы оценить труд людей, остающихся за кадром. Но, меня «вернула» в актерскую профессию моя однокурсница по Академии Искусств, талантливейший театральный режиссер Ирина Керученко, закончившая к тому времени режиссерскую мастерскую Камы Мироновича Гинкаса. Она пригласила меня в свой спектакль «Калека с острова Инишмаан» в Центр имени Всеволода Мейерхольда. С ее легкой руки и благословления я остаюсь в этой профессии: снимаюсь в кино, играю в театре. Сейчас меня можно увидеть на сцене Театрального музея имени Бахрушина в спектакле по пьесе Стриндберга «Кто сильнее?».
FRM: Что повлияло на выбор актерской профессии?
Е.Ф.: Можно сказать, что выбора у меня как-раз таки и не было (улыбается, прим.ред.). Так как я родилась в семье актеров и все мое детство прошло в Белорусском театре Юного Зрителя, я уже другой профессии не представляла, точнее места работы. У меня был период, когда я хотела работать в театре в абсолютно любой должности. Мне было неважно кем я буду: гримером, костюмером, реквизитором, главное, чтобы находиться в театре. Но я долгое время скрывала свои желания. Так как моя мама актриса, и она не понаслышке знает о сложностях актерской судьбы, она очень не хотела, чтобы я стала актрисой. Она мечтала, чтобы я связала свою жизнь с медициной, поэтому после девятого класса я даже пыталась поступить в медицинское училище, но к счастью это не получилось. И еще два года, практически до конца 11-го класса, я пыталась примерить на себя различные профессии: я представляла себя психологом и даже программистом, но себя не обманешь, и буквально за полгода до окончания школы я призналась, что хочу быть только актрисой. Естественно мама мой выбор приняла, и мы активно стали готовиться к поступлению.
FRM: У вас есть кумиры в мире кино?
Е.Ф.: Мне не очень нравится слово кумир. Есть люди, которыми я восхищаюсь. Я восхищаюсь Мерил Стрип и считаю ее величайшей актрисой современности. В нашей стране, по моему мнению, такое же актерское дарование был у Натальи Гундаревой. Я очень люблю Марину Неелову, Евгению Симонову, Чулпан Хаматову, Евгения Миронова и Владимира Машкова, уже ушедших Олега Даля и Олега Янковского.
FRM: Вы окончили музыкальную школу по классу фортепиано. Не было желания заниматься музыкой?
Е.Ф.: Нет, профессионально заниматься музыкой желания не возникало, потому что, увы, у меня не было выдающихся способностей в музыке. Я училась музыке для себя. Но не было ни одного дня в моей жизни, чтобы я пожалела о том, что потратила столько времени в музыкальной школе. Музыка присутствует с моей жизни постоянно: в Академии Искусств я часто играла в этюдах и отрывках на фортепиано, не зная азов музыкальной грамоты, сложно заниматься танцем. Моя героиня Амели из спектакля «Кто сильнее?» тоже играет на рояле.
FRM: В вашей биографии есть данные, что вы дублировали в 1998 году «Алиса в стране чудес» 1951г. Disney, роль – Королева, дубляж на белорусский язык. Понравился опыт?
Е.Ф.: Это был потрясающий опыт! Все происходило в маленькой студии, не имеющей таких технических возможностей, которые есть у современных студий, когда актер может записать свою роль в полном одиночестве, и звукорежиссер без проблем подправит маленькие неточности, непопадание в синхрон. Мы дублировали всем актерским составом в хронологическом порядке - от начала и до конца. Я дублировала Королеву и все остальные женские роли, кроме Алисы (Алису озвучивала другая актриса). До сих пор предметом моей гордости является озвучание небольшого 20-ти или 30-секундного эпизода разговора цветов. Цветов было много, и они очень быстро говорили, а технические возможности (я напоминаю) были скромны. Мы пытались это разложить с другой актрисой в форме диалога, но у нас это никак не получалось. И тогда я весь этот эпизод озвучила сама разными голосами.
FRM: Вы снимались во многих проектах. Какой особенно вам понравился? Какая роль была вам ближе?
Е.Ф.: Вы знаете, мне близки все мои роли, и каждый проект я по-своему люблю. Я лучше вам расскажу о первых съемках, потому что о них остались очень яркие воспоминания и впечатления. Я училась в Академии Искусств в 90-е годы, когда практически кино не снималось, и Киностудия Беларусьфильм стояла без работы. И тут приезжает в Минск тогда еще начинающий режиссер Николай Лебедев снимать триллер «Поклонник». И вот я – студентка, никогда не снимавшаяся в кино, попадаю на съемочную площадку и работаю с артистами, которых я видела только по телевизору. В этом фильме снялись такие звезды, как Сергей Гармаш, Елена Сафонова, Нина Усатова, а также малоизвестные артисты, которые позже стали звездами – это Константин Хабенский, Марина Голуб, Мария Порошина и другие.
FRM: Есть в памяти курьёзные или интересные воспоминания со съемок?
Е.Ф.: Самое первое, что мне вспоминается, это как я чуть не уехала на другой проект. Я должна была сниматься в конце весны в Подмосковье. А весна и лето – сезон для съемок в Москве горячий. Мне позвонила ассистент по актерам и объяснила, возле какой станции метро будет меня ждать автобус. Я приезжаю в назначенное время, выхожу из метро, вижу красивый автобус, на котором написано «Съемочная группа». Я в него сажусь, он собирается уже отъезжать, и мне звонит ассистент и говорит, что меня ищут. Оказывается я села в автобус другой съемочной группы.
FRM: Вы с отличием окончили Белорусскую Академию Искусств. Расскажите об этом периоде вашей жизни. И какая была дипломная работа?
Е.Ф.: Когда я поступила в 1995 году в Белорусскую Академию Искусств, то для меня обычная жизнь перестала существовать. Я приезжала в 9 утра на занятия, а уезжала домой не раньше 9-10 часов вечера. У нас был большой дружный актерско-режиссерский курс, мы были одной семьей. Репетировали мы постоянно, мы задействованы были во всех отрывках наших режиссеров. Наша репетиционная аудитория никогда не пустовала. Столько ролей, сколько я сыграла, учась в Академии, не каждая актриса получит возможность сыграть в театре. Я играла Галину в «Утиной охоте» Вампилова, Ирину в «Инфантах» Мережко. В дипломных спектаклях я сыграла 18-летнюю Донью Анну в «Доне Хуане» Фигейредо и 80-летнюю Ганну в спектакле «Вечер» по пьесе белорусского драматурга Алексея Дударева. И конечно же я хочу рассказать о легендарном пластическом спектакле нашего курса «Тутти-Фрутти». Идея сделать пластический спектакль родилась у нашего педагога по сценическому движению Людмилы Георгиевны Семашко. Мы стали придумывать пластические этюды, где все действие происходило в кафе. Увы, увидеть готовый спектакль Людмила Георгиевна не смогла, так как она ушли из жизни, когда мы учились на третьем курсе. Но ее идея воплотилась в полноценный спектакль, который имел огромный успех. Когда мы играли «Тутти-Фрутти» в Студенческом театре никогда не было свободных мест. С этим спектаклем мы участвовали в театральных фестивалях и даже сыграли его на Международном фестивале экспериментальных театров в Каире.
FRM: Какие педагоги особенно запомнились?
Е.Ф.: В первую очередь - это, конечно же, мастер нашего курса Лидия Алексеевна Монакова. Преподавать актерское мастерство в Академии Искусств (тогда еще Белорусский театрально-художественный институт) Лидию Алексеевну пригласил мастер курса моих родителей Владимир Андреевич Маланкин, но выпускала этот курс Лидия Алексеевна уже одна, так как в марте 1978 года за несколько месяцев до выпуска Владимир Андреевич скоропостижно скончался. И с этого времени Лидия Алексеевна набирает свои мастерские. И вот, по счастливой случайности, в 1995 году именно она набирала свой курс. У нас в семье произошла преемственность поколений. Лидия Алексеевна – выдающийся мастер. Она так высоко поднимает планку в нашей профессии, приучает к такому тонкому художественному вкусу, раскрывает тебя, как личность, что ты уже не можешь позволить себе опуститься до пошлости и вульгарности. Очень многие ее ученики известны в Беларуси и за ее пределами – это и Юлия Высоцкая, Эдуард Трухменев, Ольга Фадеева, Ирина Медведева. Среди ее учеников известные белорусские артисты: Зоя Белохвостик, Игорь Петров, Светлана Аникей, Александр Молчанов, Николай Прилуцкий. Ее ученица и моя однокурсница режиссер Екатерина Огородникова открыла в Париже свою школу актерского мастерства, со своим спектаклем участвовала в Авиньонском фестивале. Ее же ученики руководят главными театрами Беларуси.
Танец на нашем курсе преподавал потрясающий артист балета Владимир Иванов. Еще будучи школьницей я пересмотрела почти все спектакли балета с его участием. Педагогами по речи были Илья Львович Курган и Елена Николаевна Акуленок. По мастерству актера Николай Михайлович Кириченко и Сергей Тарасюк. Я благодарна им за все!
FRM: Роль или спектакль вашей мечты?
Е.Ф.: Мне стыдно признаться, но у меня нет роли мечты. Есть актеры и режиссеры, с которыми я мечтаю поработать.
FRM: Самый последний фильм, который вы смотрели?
Е.Ф.: «Экипаж» Николая Лебедева.
FRM: В каких проектах вы категорически не смогли бы участвовать?
Е.Ф.: В пошлых и вульгарных.
FRM: С какими режиссерами или актерами было бы интересно поработать?
Е.Ф.: В кино – с Никитой Михалковым, Сергеем Урсуляком и Валерием Тодоровским, в театре – с Сергеем Женовачем, Камой Гинкасом, Римасом Туминасом. С актерами: Машковым, Мироновым, Меньшиковым, Чулпан Хаматовой и многими -многими другими.
FRM: Каждый раз, заканчивая работу над очередной ролью, вам жаль расставаться с проектом и своим героем?
Е.Ф.: Конечно жаль, особенно если ты попадаешь в замечательную съемочную группу.
FRM: Помните свои первые пробы на роль? Как вы себя чувствуете во время проб сейчас?
Е.Ф.: Мои первые пробы были в 11-м классе. Я пробовалась к Валерию Рубинчику в фильм «Пейзаж с четырьмя купальщицами» на роль школьницы. Но, увы, он меня не утвердил, а взял студентку 1-го курса Белорусской Академии Искусств. На пробах сейчас я также волнуюсь, как в первый раз (снова улыбается, - прим.ред.).
FRM: Сложно каждый раз готовиться к новому проекту?
Е.Ф.: Это очень интересно. Готовясь к новой роли ты открываешь для себя какие-то новые грани. И ты порой даже не знаешь какой получится результат. Каждая новая роль – это новое открытие.
FRM: Вам интересен театр?
Е.Ф.: Мне театр не просто интересен – я его обожаю!!! Где же еще можно встретиться с героями Достоевского, Чехова, Шекспира? В кино поработать с таким материалом удается единицам. В кино ты сыграл свои сцены, и больше от тебя ничего не зависит. А в театре от начала репетиций и до выпуска спектакля актер является соавтором спектакля. И каждый раз, выходя на сцену, ты берешь на себя ответственность за результат перед зрителем, режиссером перед своими партнерами.
FRM: Любите читать?
Е.Ф.: Конечно. Не читая книг, в этой профессии делать нечего.
FRM: Какие творческие планы в ближайшем будущем?
Е.Ф.: Актеры люди суеверные, поэтому раскрывать их не буду, но скажу, что их много, и они касаются и театра, и кино.