Прогнозируемая потребность в литии в РФ оказалась завышенной, заявили в Минпромторге. Ведомство оценивало спрос в 10 тысяч тонн к 2028 году, однако реальное потребление металла пока не превышает 1 тысяч тонн. Основная причина — медленный рост производства электромобилей. Ставит ли это под вопрос целесообразность крупных проектов в отрасли?
В министерстве заявили о возможной корректировке планов, что последовало за сообщением о новых ожидаемых сроках по выпуску лития на крупнейшем месторождении в России. «Норникель» и Росатом создали совместное производство для добычи руды и производства металла в Мурманской области. Проект «Полярный литий» предусматривает добычу 45 тысяч тонн сырья в год с запуском первой очереди в 2028 и выходом на полную мощность еще позднее — в 2031. Внутренний рынок может поглотить лишь 15-20 процентов этого объема, если оценивать спрос на ближайшие годы. Производство аккумуляторов в России пока находится в зачаточном состоянии, а планы по масштабному выпуску электромобилей — это вопрос не ближайшего будущего.
С месторождениями проблем нет — у России их 17, а запасы лития оцениваются в 3,5 млн тонн, также виден серьезный прогресс в освоении батарейных технологий: нам нужно научиться создавать ключевой ингредиент для аккумуляторов — катодный активный материал, достаточно эффективный и надежный для российских условий эксплуатации. Этим занимается исследовательская структура «Норникеля» в Санкт-Петербурге (Батарейный технологический центр).
Тем не менее без налаженной переработки и стабильного внутреннего потребления перспектива превратиться в сырьевой придаток глобального рынка вполне реальна. В перспективе литий могут продавать Китаю, Индии или Вьетнаму, где активно развиваются производства аккумуляторов и электромобилей. Но этого ли мы хотим?
Власти и Президент лично не раз обозначали целью достижение технологического суверенитета страны. Для этого уже анонсированы и будут реализованы ряд национальных проектов. При этом есть четкое понимание, что у России не так много времени на раскачку в этих вопросах из-за конкуренции и ограниченности ресурсов.
Вероятно, Минпромторгу пришлось менять оценку спроса на литий в силу того, что ожидания по срокам создания батарейной отрасли и аккумуляторного автопрома в РФ изначально были несколько завышены. За 3 года невозможно выстроить столь сложную, чрезвычайно наукоемкую индустрию. На такое уходят десятки лет, если вообще все части пазла складываются (пример с амбициями BASF в Финляндии по созданию мегазавода батарейных материалов, похоже, оказался неудачным, гигафабрики Northvolt на севере Европы тоже обанкротились).
Минпромторг надеется, что к 2030 электротранспорт займет 10 процентов всего российского автопарка, а число зарядных станций вырастет до 72 тысяч. История развивается, но нужно время и взаимодействие крупных промышленных игроков страны. И если пока рынок электромобилей в России едва ли завоевал массовый сегмент, то ситуация может исправиться с развитием собственных батарейных технологий — как исследовательских, так и производственных.
Подстегнуть развитие отрасли должен выход новых марок в РФ. Сегодня известно о 3 из них: «Атом» АО «Кама», «Амберавто» калининградского автосборочного предприятия «Автотор» и Lada e-Largus АвтоВАЗа. Параллельно ожидаем запуск аккумуляторных гигафабрик Росатома на западе страны.
Автор: Людмила Ропина
Фото: ria.ru
Ранее Зеленский отреагировал на переговоры России и США.