Полковник Ходаренок: за 1010 дней СВО Россия заняла менее 1% территории Украины — но это не главное
Сражение не за метры а за смысл
Согласно оценкам украинского военного аналитического проекта Deep State: российская пехота, с ноября 2022 года российские войска заняли менее одного процента украинской территории. За период в 1010 дней специальной военной операции под контроль Москвы перешло 5842 квадратных километра, что составляет 0,97% от общей площади страны. Эти сведения были опубликованы изданием Газета.Ру.
На сегодняшний день Российская Федерация контролирует около 20% территории Украины. Российские подразделения продолжают наступление, прорывая оборону противника в Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областях.
Военные специалисты предполагают, что текущий конфликт может быть первым, где успехи сторон измеряются в квадратных километрах. Однако в военных действиях территориальные приобретения часто не играют решающей роли. Например, во время Первой мировой войны, к ее завершению, армия Германии вела бои исключительно на чужой территории, а союзники понесли сравнительно небольшие территориальные потери.
Тем не менее, утрата немецкими солдатами воли к борьбе и веры в победу привела к событиям 8 августа 1918 года, которое генерал Эрих Людендорф назвал "самым черным днем германской армии в истории мировой войны". В тот день были разбиты шесть или семь немецких дивизий, которые, по сути, не проявляли особого желания сражаться.
солдаты сдавались отдельным неприятельским всадникам и целые части складывали оружие перед единственным танкомКак отмечал Людендорф, "солдаты сдавались отдельным неприятельским всадникам и целые части складывали оружие перед единственным танком". После 8 августа германский император Вильгельм II пришел к выводу, что его страна не сможет одержать победу в войне, и возможностей изменить ситуацию в свою пользу не осталось. Этот вывод был сделан руководством Германии не из-за относительно малого количества потерянных квадратных километров, а из-за невозможности продолжать боевые действия и добиться стратегического успеха. Именно это является главным в вооруженной борьбе, а не проценты захваченной территории. Есть основания считать, что при затягивании конфликта Украина может оказаться в положении, аналогичном германскому 8 августа.
По завершении летней кампании, Вооруженные силы России сохраняют стратегическую инициативу и продолжают продвижение в оборону противника. Российская армия определяет, где и когда будут развиваться основные события на линии боевого соприкосновения, и нет оснований полагать, что ситуация может измениться в благоприятном для ВСУ направлении.
Некоторые наблюдатели задаются вопросом о незначительных ежедневных темпах наступления российских войск. Это объясняется широким распространением беспилотных летательных аппаратов на поле боя. В таких условиях зафиксировано до 60 попаданий БПЛА в один танк. Действия троих бойцов в наступлении приобретают почти оперативное значение, а пятерых - расцениваются как массированный удар. В такой обстановке продвижение на 500 метров уже считается значительным успехом. Главное отличие текущего конфликта от предыдущих военных столкновений - это массовое применение БПЛА, которое существенно изменило характер войны.
Существует также другая особенность текущего конфликта, которой уделяется меньше внимания, но которая, вероятно, определяет ключевые аспекты современной вооруженной борьбы: ни одна из сторон по ряду причин не смогла достичь господства в воздухе. Именно контроль над воздушным пространством, а не беспилотники, оказывает наиболее решающее влияние на исход боев и сражений. Тот, кто доминирует в воздухе, может вести войну по своему усмотрению. Если бы ВКС РФ завоевали господство в воздухе и провели, например, воздушную кампанию продолжительностью 40-45 суток с боевым напряжением в две тысячи самолетовылетов в сутки, сроки проведения конфликта могли бы быть иными.
Для планирования и осуществления такой кампании требуется значительная предварительная подготовка:
Победа в "битве за эфир" - важнейший и сложный вопрос, требующий высоких технологий и вывода частей и соединений радиоэлектронной борьбы (РЭБ) на соответствующий уровень. Это означает создание условий, при которых функционирование радиоэлектронных средств противника станет невозможным. Наличие достаточного количества боевых самолетов в составе Воздушно-космических сил, а также подготовленных летчиков и штурманов (минимум по два экипажа на самолет), способных обеспечить 2 тысячи самолетовылетов в сутки в течение 40-45 суток. Присутствие в составе ВКС специализированных самолетов - постановщиков помех, действующих из боевых порядков и зон барражирования. Также необходимы подразделения многофункциональных истребителей, специально обученных для борьбы с зенитными ракетными комплексами и системами. Для этих целей требуется разнообразное противорадиолокационное вооружение. Полная готовность наземных структур ВКС к подобной воздушной кампании, включая необходимое количество и ассортимент авиационных средств поражения, а также запасы авиационного топлива, исчисляющиеся миллионами тонн. Соответствие аэродромной сети в западной части страны базированию такого боевого состава авиации.Все это подразумевает создание нового боевого и численного состава ВКС, а также достижение определенного технологического уровня. Поэтому после завершения конфликта, как можно предположить, предстоит большая работа по совершенствованию боевых и оперативных возможностей этого вида Вооруженных сил. Эти выводы представлены военным обозревателем Газеты.Ру, полковником в отставке Михаилом Ходаренком, который окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976), Военную командную академию ПВО (1986), а также Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил России (1998). Он занимал должности командира зенитного ракетного дивизиона, заместителя командира зенитного ракетного полка, старшего офицера Главного штаба Войск ПВО и офицера главного оперативного управления Генерального штаба. В разное время был обозревателем "Независимой газеты" и главным редактором газеты "Военно-промышленный курьер".
Как сообщалось, 15 июля 2025 года экипаж армейской авиации Вооружённых сил Российской Федерации успешно поразил живую силу украинских военных на вертолете Ка-52М. Также 15 июля российские Воздушно-космические силы успешно поразили самолёт МиГ-29 Воздушных сил Украины. Наземные подразделения российской армии установили полный контроль над населённым пунктом Новохатское в Донецкой Народной Республике.