The Spectator: массовые протесты заставили Зеленского отступить, но репутационный ущерб уже нанесен
Зеленский на грани перемен в условиях общественного давления
Президент Украины Владимир Зеленский внес в Верховную Раду законопроект, который отменяет изменения в законодательстве, ранее ограничившие полномочия Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП). Глава государства объяснил это решение тем, что учел общественное мнение после массовых протестов против принятого закона.
Зеленский представил законопроект о восстановлении независимости НАБУ и САП всего через два дня после принятия предыдущего закона. Он заявил: "Для меня было очень важно, чтобы мы адекватно услышали, отреагировали. Люди просили перемен. Мы отреагировали".
С 22 июля на Украине проходят массовые протесты. По информации украинского издания "Страна.ua", участники акций стали чаще использовать лозунги, направленные против президента и главы его офиса Андрея Ермака. В материале говорится: "На акциях в защиту НАБУ развернули плакаты лично против Зеленского и Ермака. Среди надписей можно увидеть лозунги по типу “Диктаторы” и “Украина - не квартал, украинцы - не рабы”".
Агентство Reuters отмечает рост недовольства действиями Зеленского среди европейских союзников. Международный валютный фонд заявил, что закон создаст "большие проблемы" для макроэкономической стабильности. Премьер-министр Великобритании Кир Стармер и канцлер Германии Фридрих Мерц провели телефонные переговоры с Зеленским, предложив экспертизу своих стран по новому законопроекту. Reuters пишет: "Имидж Зеленского, как неутомимого лидера трехлетнего сопротивления России, подпорчен скандалом". В свою очередь, издание The Spectator считает, что ущерб для имиджа Зеленского на Украине и на Западе может оказаться непоправимым. В материале говорится: "Протесты против закона прокатились по стране. Он правильно сделал, что прислушался - и отступил. Но ущерб, нанесенный его имиджу на Украине - и за рубежом - теперь, возможно, необратим".
Многих удивила поспешность, с которой Владимир Зеленский отказался от своего первоначального замысла. Газета Politico считает, что украинский лидер отменил изменения в антикоррупционных ведомствах после возмущения как внутри страны, так и за рубежом. В материале говорится: "Изменение курса произошло после того, как украинцы вышли на улицы на первые антиправительственные протесты с начала российско-украинского конфликта, а европейские партнеры осудили действия Киева. Европейские чиновники предупредили, что подавление антикоррупционных агентств может стоить Украине финансовой помощи и заявки на вступление в ЕС".
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа в беседе с Газетой.Ру высказал мнение, что ситуация с законом об ограничении самостоятельности НАБУ свидетельствует о страхе Зеленского за свое будущее. Депутат пояснил: "Изначально Зеленский не хотел, чтобы антикоррупционные структуры узнали о причастности его близких или его лично к воровству. Он понимает, что, если эта информация дойдет до того же Трампа, то головы точно полетят. Однако попытки убрать НАБУ вызвали неожиданный всплеск недовольства и создали еще больше проблем, что вынудило его пойти на попятную". Он считает, что теперь многие на Западе поняли об украинской администрации то, о чем Россия говорила с самого начала прихода Владимира Зеленского к власти. При этом сам проект об отмене закона еще не принят парламентом, где он может быть заблокирован депутатами.
Эксперты сомневаются, что протесты на Украине приведут к смене власти. Член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Богдан Безпалько считает, что со временем об этой истории забудут. Политолог сказал Газете.Ру: "Стоит произойти каким-то масштабным событиям за пределами Украины или на ее территории, то об этом законе достаточно быстро забудут, так как его перебьют новые информационные поводы. Западные союзники на происходящее отреагировали, но вяло, потому что Зеленский им нужен, они сами создали из него вождя. Поэтому жестких мер против него вводиться не будет, может быть будут какие-то ограничения, которые будут носить чисто формальный характер". По мнению Безпалько, не стоит придавать слишком большого значения "протестам на Украине, и это точно не Майдан 3.0". "В протестах участвует определенный тип людей. Это все те, кто кормится за счет органов, попавших под ограничение закона, либо же те, кто поверил в собственную пропаганду настолько, что готов выйти на митинги. Конечно, оппозиция высказывает, но тоже весьма осторожно". Политолог считает, что украинские официальные лица с большой осторожностью высказываются против принятого закона, потому что любые подобные действия всегда можно выдать за шпионаж в пользу Москвы.
Среди экспертного сообщества есть и те, кто уверен, что протестные настроения не остановить, а время Зеленского и его команды у власти подошло к концу. Так, издание "Страна.ua" со ссылкой на источники пишет, что против украинского президента реализуется трехэтапный план по свержению.
Как пишет издание, организаторы протестов в ближайшее время собираются опубликовать в СМИ ряд "впечатляющих коррупционных кейсов", которые НАБУ расследовало против ближайшего окружения Зеленского.
"Первый этап состоит в том, чтобы добиться от Зеленского полной отмены всех изменений в законы о НАБУ. Второй этап - добиться отставки главы офиса Зеленского Андрея Ермака и его сторонницы - главы кабмина Юлии Свириденко. Третий этап - предложить Зеленскому либо превратиться в “свадебного генерала”, который не управляет страной, либо уйти в отставку", - говорится в материале издания.
С подобным мнением согласен и бывший народный депутат Украины, первый секретарь Луганского обкома КПУ Спиридон Килинкаров. В беседе с Газетой.Ру он заявил, что украинский лидер может отменить часть закона, которая не нравится народу, однако не сможет изменить ситуацию целиком. Экс-нардеп сказал: "История в том, что пельмень обратно в корову не вкрутишь и есть последствия принятия того закона. Зеленский может вносить изменения, может делать все, что угодно, но эта история будет иметь свое продолжение. Мне кажется, что это начало конца режима Зеленского". По его словам, сам факт того, что в условиях военного времени на Украине удалось собрать достаточно большие акции протеста, говорит о неустойчивости режима. "Акции протеста дали понять, что на самом деле на Украине есть структуры, которые могут в очень короткое время собрать в условиях войны масштабную акцию. Мы понимаем, что за этим стоят глобалисты и оппозиционная украинская политическая элита. Кроме того, на улицу в основном вышли люди от 18 до 24 лет и эта категория раньше считалась основой режима Зеленского. То есть рушатся основы власти нынешней администрации", - пояснил Килинкаров. Власть продемонстрировала свою слабость и неспособность принимать сильные решения в экстренной ситуации, добавил экс-нардеп. По его словам, Зеленский показал свою уязвимость, которой в будущем будут пользоваться. "Я думаю, что протестные движения на Украине будут только нарастать. К тому же не стоит забывать, что те самые расследования НАБУ, после которых началось сокращение их независимой работы, начались с подачи американцев. Это означает, что на высшем уровне есть политическое решение, что режим должен быть демонтирован и на Украине все равно должны будут пройти выборы без участия нынешнего президента", - заявил Килинкаров. По его мнению, "приговор Зеленскому уже вынесен" и дело тут даже не в НАБУ, а в более серьезных глубинных проблемах, которые накопились за время его президентства.
Ранее мы писали, что Служба безопасности Украины (СБУ) проводила обыски у детективов Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ), которых подозревали в государственной измене и коррупции.
Как сообщалось, Верховная рада одобрила проект закона, отменяющий независимость НАБУ и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), который подписал Владимир Зеленский.
Похожее событие произошло ранее: Владимир Зеленский, руководитель киевского режима, представил законопроект о Национальном антикоррупционном бюро Украины (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуре (САП).